Найти тему

Ирина КОЛОСОВА: «Бенефис — промежуточный итог и отправная точка»

Когда долго идешь вперед к четко установленной цели и наконец достигаешь первой отметки с флажком... Он, этот рубеж — не конец пути, далеко не конец. Впереди еще много таких отметок, но добираться до них будет уже чуть легче… Все потому, что нашлись, встретились на пути люди, которые поверили в тебя, в твои способности, и именно их поддержка придает сил, чтобы двигаться дальше, к заветному «финишу». О своем пути нам рассказала музыкант, актриса молодежного камерного театра монолога «Белый рояль» Ирина КОЛОСОВА.

Под руку с музыкой

Традиционно после каждого спектакля художественный руководитель театра монолога «Белый рояль» Виктор Федорович Шлык обязательно представляет своих актеров и рассказывает об их талантах. Наша героиня Ирина Колосова всегда отмечалась как выдающаяся актриса и как человек, играющий на нескольких музыкальных инструментах — скрипке, барабанах, чатхане…

— Любовь к музыке началась еще в детстве. Окончила Детскую музыкальную школу № 1 им. А.А. Кенеля по классу скрипки. Очень понравился сам инструмент, как он звучит… Но вышло так, что потом инструмент долго лежал без дела и ждал своего часа. Только когда я пришла в «Белый рояль», скрипка стала частью сценических образов. Также я стала играть на скрипке в рок-группе «НеМертвого поэзия», — вспоминает Ирина.

Однако девушка и не стремилась связать профессиональную жизнь с музыкой. После школы поступила на инженера-технолога тяжелого машиностроения в Хакасский технический институт (ХТИ) и окончила обучение с красным дипломом. Музыка пусть и осталась для нее хобби, но сопровождала ее всю жизнь. Еще подростком увлеклась игрой на гитаре, а студенткой села за барабаны.

— Именно благодаря первой группе, к которой я присоединилась в 19 лет, в сердце «ударил» барабан (смеется). Тогда знакомые создавали группу «Revival», то есть «Возрождение». Им нужен был барабанщик. И я начала учиться.

Потом встретила своего будущего мужа Виталия Трушникова, и мы уже вместе создали свою группу, в которой я играю с 2013 года. Назвали «Время дорог» — то есть жизненный путь. Кроме того, в некоторых песнях у нас присутствует байкерская тематика. Играем металл, хард-рок. Наверное, каждая группа стремится к тому, чтобы быть уникальной, поэтому предпочитаем сочинять и играть свои, авторские песни. В этом секрет успеха. Написанием песен занимается мой муж.

Дух свободы, драйва и приключений… Всем этим пропитана музыка этих ребят. Однако Ирина отмечает, что сейчас живые концерты немного отходят на второй план, их заменяют прямые трансляции, для которых не требуется ничего, кроме компьютера и Интернета. Но они все же не могут заменить ощущения и эмоции от живой музыки.

Ира вспоминает, как было особенно тяжело в период пандемии. Когда нельзя было не то что концерты, даже репетиции проводить. Группа собиралась дома и играла «вполголоса».

— Тогда всем было непросто. Мы очень скучали по нашим выступлениям в Абакане и других городах Сибири. По крупным фестивалям тяжелой музыки, в которых мы всегда принимаем участие. Например, абаканские фестивали «Сорока», «Рок-утренник» в ГЦК «Победа», «Заруб». Еще мы выступали в Красноярске, на фестивале «Курага» в Курагино, фестивале «Клещ» в Петропавловске, «Железный Феликс» в Канске и многих других. Кроме того, часто зовут на байк-фестивали, которые проводятся на Беле, в Саяногорске и под Красноярском, — рассказала музыкант.

Фестиваль для музыканта — это возможность не только показать себя и мастерство группы на публике, но и завести новые знакомства. Однако, как показывает практика, сейчас стало меньше поклонников такого тяжелого стиля в музыке. Если раньше подростки были более увлечены роком или хеви-металом, то сейчас в тренде «легкая» музыка. Однако группа, созданная Ириной и ее мужем, не гонится за трендами, остается верной своему стилю, музыкально рассуждая на социальные и философские темы.

-2

Доросли до бенефиса

Еще Ирина всегда мечтала играть на сцене, но в полной мере почувствовать себя актрисой смогла только с 2014 года, когда уже работала инженером. Тогда в «Белом рояле» играла ее подруга Мария Волкова. Она и позвала с собой Ирину. Девушка пришла на первую репетицию. И, как говорится, втянулась:

— Тогда не была знакома с Виктором Федоровичем. Когда впервые пришла на репетицию, успела немного понаблюдать, как он работает с актерами. Ребята читали монологи, а он, как настоящий режиссер, то и дело останавливал их и давал советы, подсказывал… Было очень интересно увидеть настоящий профессиональный подход к работе каждого.

Каждая наша встреча, разумеется, начинается с речевой разминки: дыхательные упражнения, скороговорки… Пусть мы чаще сами ищем репертуар, шьем костюмы и подбираем музыку, без советов Виктора Федоровича, без его горячей любви к театру все это быстро бы развалилось.

— Насчет репертуара… О чем ты любишь порассуждать со сцены?

— Есть монологи из прозы Горького, Оскара Уальда, Тургенева, пьес Островского… Из поэзии, наверное, самое известное мое выступление — это стихотворение «Нищая» Пьера-Жана Беранже. Из античной литературы — Еврипид, «Медея». Также в репертуаре есть скандинавская баллада. Такие произведения — дело нелегкое. Все потому, что существует несколько разных переводов одного произведения. Но я, чтобы не выбирать что-то одно, взяла несколько переводов и объединила их.

Не только скрипка сопровождает мои монологи. Для спектакля «Хакасские древности» пришлось научиться играть на чатхане. Моим преподавателем был мастер национальных музыкальных инструментов Сергей Трофимович Чарков. Он же сделал в подарок для нашего театра чатхан и настоящий шаманский бубен.

Театральная труппа — это тоже коллектив, в котором всякое может случиться. Однако Ирина признается, что все актеры «Белого рояля» — сплоченная доброжелательная команда, работающая как единый механизм. Поддержка как никогда нужна в коллективе, особенно когда он пополняется новыми актерами.

«Прожить» роль, прочувствовать эмоции персонажа порой бывает совсем не просто. Особенно когда нет за плечами подходящего жизненного опыта. С такой проблемой столкнулись ребята, когда готовились к постановке спектакля «Платье Джульетты» — истории о студентках театрального института из Хакасии, которые пережили блокаду Ленинграда. Труд, упорство и помощь художественного руководителя — лучшие три кита, которые помогут удержаться в строю.

— Ира, недавно в твоей театральной жизни и жизни твоего коллеги, Егора Десятникова, произошло важное событие — бенефис. Расскажи, как это было, и что это значит для тебя как для актрисы?

— Остановка. Некий промежуточный итог и отправная точка для дальнейшего пути. Пусть мы с Егором в театре уже давно (я 7 лет, а Егор — 5), бенефис — не повод все заканчивать. Еще столько всего нового и интересного впереди!

Бенефис стал настоящим событием для всех, но больше для нас с Егором. Потому что основная работа по выступлениям была на нас. В программе собрали лучшие наши монологи. Все в лучших традициях театра. Кстати, некоторые наши зрители ставят под сомнение эффективность работы только под живую музыку. Но лично я считаю, что так мы намного лучше проникаемся историей, которую рассказываем зрителям.

В завершение нашего разговора Ира рассказала, что сцена очень помогла ей раскрыться, почувствовать себя более свободно. Сегодня эта скромная девушка уже может выступать с любым материалом и при любой публике и не боится выходить на сцену, быть разной перед зрителями. Театр для нее — самое настоящее погружение в параллельный мир, возможность прожить частицу чьей-то жизни и непрерывное самосовершенствование.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Ирины Колосовой