Всем доброго утра.
Целую неделю пишу статью в ответ на недавно заданный вопрос: со скольки мы начали заниматься, и с какого возраста действует мотивашка? Пишу так долго вовсе не из-за громадного текста, а из-за глобальной нехватки времени. Если долго не буду отвечать на какие-либо вопросы, не обижайтесь, после больничного Захаркиного мне как-то не справиться🙂
1. Про занятия.
Естественно, тут мы (как и в большинстве начинаний) находимся в процессе: что называется, век живи - век учись. А уж кем помрем, там поглядим.
Начала я вспоминать, что было до начала наших с Захаром занятий, то есть до лета 2019 года, до сыновьих 4 лет, и поняла, что, по большому счету, ничего не было. Я пыталась, и не единожды, увлечь Захарку лепкой, рисованием, раскрашиванием, аппликацией, но кроме занятий на фитболе и чтения книжек со стихами (не с прозой - ее Захар совсем не воспринимал) сына, казалось, ничего и не интересовало.
Пластилином Захар кидался в разные стороны и в щели между мебелью. Посидим с ним, Захар попробует скатать шарик-колбаску, очень быстро насытится этим делом и идет в разнос. Я потом собираю.
Фломастеры сын безбожно грыз. Немного покалячит-помалячит, и в рот. Забирала от греха. И так от раза к разу, от попытки к попытке.
Карандаши Захар складывал ровной стеночкой на столе, крутил пальцами, но все оканчивалось раскидыванием по полу с довольной физиономией и азартом.
В Захаркины 2 года Маше, его сестре, было 2 месяца. Мы много читали, смотрели книжки с картинками, сын очень классно запомнил буквы и слова на них, - то, что было напечатано на мягких кубиках. Пирамидки, сортеры не привлекали особо внимание Захара. Он мог собрать указанное, но с большой неохотой, а сортер, кстати, и в 3,5 давался Захару с трудом. Зато мы много гуляли и много ходили. Это особенно если качели были заняты, или маршрут Захарку привлекал.
В садике каждый день мое внимание обращали на то, что мой сын ничего не делает, только играет в машинки и конструктор непродолжительное время. Захар не реагировал на инструкции воспитателя, не садился заниматься, а тем более не удерживался за столом. Пластилин и фломастеры были на уровне дома - чуть помят и брошен и чуть почирикано и кинуто.
В 3,5 года после перенесенного мононуклеоза (вирусное, сильно ослабляющее иммунитет заболевание) сын, сам того не желая, забрал меня с работы в отпуск по уходу за Машей (доче было почти 2 года, год у меня еще был в запасе) - для восстановления иммунитета и исключения частой заболеваемости (уже аденоиды 3 степени были). По настоятельным рекомендациям лора сын должен был находиться в щадящих условиях, без социума и орви, около трех мемяцев. Дома мы сели втроем, исключив поступление сАдовых вирусов через Машу.
А через 3 месяца мы узнали предположительный диагноз - детский аутизм, и собирая себя и обследования в кучу, застряли дома без занятий в садике аж до сентября. В общей сложности мы были на домашнем обучении, если можно так сказать, около 9 месяцев. Пребывая дома, мы мастерили бусики из лески и бусин, пуговиц и прочих мелочей, но Захар делал это только с помощью. Никак леска не хотела пролезать в положенное отверстие, а все-таки попав в него, так и норовила выскользнуть обратно, что очень расстраивало Захара. Втроем садились мы, лепили, рисовали красками и всем, чем можно рисовать, Захар в то время пугал меня 100%ной закраской альбомного листа черной краской.
В общем, занятия были такого, творческого характера, и, конечно, Захар занимался ровно до того момента, когда решал встать и сбежать. Я не настаивала.
В то время мы занимались без поощрений и стимулов.
Потом был тренинг "Ранняя пташка" и общение с неравнодушными и целеустремленными мамами. В результате я ввела в занятия с Захаром жетоны, или систему отсроченного поощрения. А с февраля 2020 года сын занимается по звонку и до звонка. Научился просить коротенькую переменку, в большинстве случаев без криков.
2. Про мотивацию.
Сыну всегда было много что интересно: и машинки (да, в перевернутом вверх колесами виде, да, сын мог долго крутить эти колеса, да, игры без сюжета), конструктор и кубики (из конструктора строил что-то простое, а кубики нравились в плане разгрома моих башенок). Кольца от пирамидки сын предпочитал крутить на полу или катать по нему, на просьбу сложить пирамидку не спешил реагировать, а если я начинала собирать пирамидку, как правило, присоединялся.
Пищевая мотивация - это про Захара подросшего уже. Пока ровесники Захарки сосали детское печенье, мой его скидывал на пол и категорически отказывался совать в рот. Да и ладно, - думала я, - сладкое не жизненно необходимый продукт. И только к Машиным 2 годам, когда Захару было почти 4, у детей появилась тяга к конфеткам и прочим вкусняшкам.
Сейчас сын может заниматься за конфету, за мультик, за наклейку, за игру или игрушку, может прийти, выполнить задания и, услышав звонок, уйти прыгать на мяче, ничего не получив за занятие.
Строго, сухо и по существу скажу так:
1. Чем раньше Вы начнете заниматься, тем, неоспоримо, будет продуктивнее и результативнее. Я потеряла много времени, а это самый ценный фактор в жизни ребенка с аутизмом. Я сомневалась в надобности ввода жетонов, мотивируя тем, что вот, вроде и так занимается. Ключевое тут - и так. Вот как-то так и занимались. Пробуйте, понемногу, хоть по 3-5 минут, без напряга и негатива. И постепенно увеличивайте время занятий.
2. С какого возраста работает мотивашка? - знаете, ее, эту мотивашку, главное вычислить. Она, по-любому, есть. И у годовалого малыша, и у пятилетнего ребенка, который веревочку крутит и больше, кажется, ничем не интересуется. В АВА есть действенные методы для развития мотивационной сферы ребенка, для увеличения количества мотивационных стимулов.
Тут главное, наверное, себе цель поставить и идти к ней. Потихоньку, но с постоянным увеличением времени и нагрузки.