Средства массовой информации уже давно стали новой ветвью власти, способной проводить полноценные информационные кампании в интересах узкого круга лиц и влиять на политические процессы путем взаимодействия с обществом и конкретными людьми. Большинство информационных агентства лишены важнейших характеристик журналистики – независимости и беспристрастности, которые обязательны для описания объективной картины действительности. Идея о создании из СМИ четвертой ветви власти принадлежит США. Именно эта система влияния на социальные и политические процессы в республиках Центральной Азии применяется Вашингтоном.
Для выполнения этих задач при правительстве США было создано Агентство по глобальным медиа (U.S. Agency for Global Media), которое управляет различными государственными СМИ. Своей миссией оно называет «информирование и вовлечение людей по всему миру в поддержку свободы и демократии».
Агентство курирует главный рупор американской пропаганды за границей - «Радио «Свобода», которое имеет свои представительства во всех пяти республиках Центральной Азии. «Радио «Свобода» призвано «продвигать демократические ценности и права человека, сообщая о новостях в странах, где свободная пресса запрещена правительством или еще не полностью создана».
Однако на самом деле, информация, которую предоставляет данное агентство, часто основывается на фактах непроверенных или анонимных источников, информация от так называемого «народы» и для «народа», мнения экспертов, которые недовольны существующим режимом. Самое важное – это форма предоставления этой информации, которая излагается так, чтобы местное население думало, что об этом рассказывает их сосед или приятель.
Таджикистану, также, как и России, ситуация с пропагандистскими СМИ надоела и 4 июля 2019 года МИД Таджикистана обвинили «Радио Озоди» в пропаганде экстремизма. Вот такой официальный ответ дало ведомство Таджикистана: «Радио Свобода» в своих публикациях вместо освещения реалий политической, экономической, социальной и культурной жизни предлагает слушателям и читателям далекую от правды информацию, которая носит скандальный и провокационный характер».
Как СМИ может говорить, что оно независимо, когда основной источник финансов вытекает из госбюджета США, до сих пор не понятно. Поднятие оппозиционных вопросов в ряде факторов, не подтвержденных реальными источниками, но направленное на нужно общественное мнение – вот основной козырь американского пропагандиста.