Автомобили в целом не любят зимы. Машинам наносит вред не только соль, просыпанная на улицах, которая усиливает процессы коррозии, или гравий, который, ударившись о лобовое стекло, может его разбить. Еще один немаловажный вредный фактор – «холодный пуск» двигателя.
Морозное утро. Поворот ключа в замке зажигания приводит в действие стартер, который запускает привод. Спустя долю секунды мотор начинает работать самостоятельно и двигатель начинает прогреваться.
Что происходит в нижней части силового агрегата за это время?
Первое вращение коленчатого вала приводит в движение оборудование. Также масляный насос забирает первую порцию смазки из поддона картера. Вечером двигатель заглушили, чтобы масло успело стечь в поддон. На большинстве движущихся частей осталась лишь тонкая масляная пленка. Таким образом, количество смазки двигателя в первые секунды после запуска далеко от оптимального. Степень механического износа привода за такой короткий промежуток времени соответствует поездке в несколько сотен километров.
После остановки на ночь масло приобретает температуру окружающей среды. Чем она ниже, тем хуже для двигателя. Снижение температуры приводит к загустению масла – будь оно синтетическим или минеральным. Конечно, «синтетика» с низким коэффициентом вязкости загустеет в меньшей степени, так что она будет быстрее закачиваться в углубления и оборудование двигателя - например, вариаторы фаз газораспределения.
Холодный пуск является наиболее трудным методом запуска для элементов, которые необходимо смазывать большим количеством масла под соответствующим давлением, в том числе корпуса кривошипно-поршневой системы. Эти температурные условия также отрицательно сказываются на цилиндрах и поршневых кольцах. Проблема не только в получении нужного количества масла, но и в смывании масляной пленки насыщенной смесью. Прежде чем масло прогреется должным образом, двигатель работает с большим сопротивлением. Для их преодоления в цилиндры должны поступать повышенные дозы топлива.
Масло нужно долго нагревать до рабочей температуры, которая составляет около 80-90 градусов по Цельсию. Помните, что при действительно сильном морозе температура масла меняется более чем на 120 градусов по Цельсию! Иногда оптимальная температура достигается за несколько километров от старта. Не связывайте температуру иглы индикатора охлаждающей жидкости с температурой масла - игла нагревается намного быстрее, чем масло. Пока масло не прогреется должным образом, более сильное нажатие на газ и более высокие обороты не принесут двигателю никакой пользы. Не зря спортивные автомобили часто оснащаются индикатором температуры масла.
Почему так важно, чтобы двигатель достиг рабочей температуры?
Отдельные компоненты привода изготовлены из различных металлов и сплавов. Их объемы меняются в зависимости от температуры, а параметры деталей учитывают температуру, при которой они будут работать. Это одна из причин, почему характер работы многих двигателей меняется по мере их прогрева.
Как еще водитель может принести пользу двигателю?
Когда на улице холодно, рекомендуется подождать около 30 секунд после запуска двигателя, чтобы дать масляному насосу возможность правильно распределить смазку. Мнения о пользе длительного прогрева двигателя, когда тот еще не работает, разделились.
Пользователям автомобилей с автоматической коробкой передач следует помнить о необходимости предварительного прогрева двигателя и трансмиссионной жидкости. Во время сильных морозов рекомендуется перед тем, как трогаться с места, выключить коробку передач за несколько десятков секунд. Трансмиссионная жидкость будет распределяться, и частота вращения двигателя упадет ниже 1000 об/мин, уменьшая нагрузку на трансмиссию при включении передачи.
В регионах с суровым климатом, например, в Скандинавии, обычно используются подогреватели двигателя. Их задача - прогреть охлаждающую жидкость. Тепло вырабатывается за счет электричества или сжигания бензина или дизельного топлива в специальном обогревателе. Предварительный прогрев двигателя перед запуском имеет много преимуществ. Это позволяет наслаждаться приятным дуновением теплого воздуха из системы вентиляции с момента поворота ключа в замке зажигания. Текучесть нагретого масла ближе к оптимальной, а работа с насыщенной смесью не так трудоемка или вовсе не нужна. Стоит отметить, что универсальные электронагреватели охлаждающей жидкости также можно легко купить в интернете либо в специализированных автомобильных магазинах, перед покупкой рекомендуется почитать отзывы о конкретных моделях, чтобы она подходила к конкретному авто. Также обратите внимание, что некоторые нагреватели имеют функцию установки заданной температуры и прогревают ровно до той же температуры, которая необходима для данной температуры на улице. За самый дешевый нагреватель нужно заплатить около 3500 рублей.