Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением. (Михаил Булгаков на допросе в ОГПУ)
Булгаков Михаил Афанасьевич - довольно известный русский писатель. Самыми известными широкому кругу читателей произведениями являются: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", "Собачье сердце", "Записки юного врача".
Многие из этих произведений описывают реальный жизненный опыт писателя. Судите сами: Булгаков, с началом Первой мировой войны, работал в прифронтовой зоне. В Гражданскую был мобилизован в офицерские дружины для защиты города. Позже состоял в армии Украинской Народной Республики (УНР). А когда город заняла Добровольческая армия (белые) ушел вместе с ними.
У "белых" Булгаков тоже служил военным врачом. Но после поражения в Гражданской не смог эвакуироваться, так как находился в тяжелом состоянии из-за болезни. Оставшись на Родине, писатель перебрался в Москву. Там жил его дядя, профессор Покровский (который послужил образом для профессора Преображенского из "Собачьего сердца".
В Москве он начинает активную писательскую деятельность. В 1923 вступает в Союз писателей. Печатается в журнале "Россия", выпускает книги.
Но старые "грехи" писателю не забыли. Уже в 1926 году к нему с обыском пришли из ОГПУ. Изъяли дневники и рукопись "Собачьего сердца". На Булгакова обрушивается вал литературной критики. Сам он заявлял, что насчитал 298 негативных рецензии и только 3 положительных. Даже сам Сталин назвал "Дни Турбиных" (пьеса по мотивам "Белой гардии") - "антисоветской штукой" и заявил, что "Булгаков не наш".
Булгаков и вправду был "не их". У него не вышло ни одного произведения восхваляющего советский строй. За это его вызвали на допрос в ОГПУ, где он довольно четко объяснил свою позицию:
На крестьянские темы я писать не могу потому, что деревню не люблю. Она мне представляется гораздо более кулацкой, нежели это принято думать. Из рабочего быта мне писать трудно. Я быт рабочих представляю себе хотя и гораздо лучше, нежели крестьянский, но всё-таки знаю его не очень хорошо... Я очень интересуюсь бытом интеллигенции русской, люблю её, считаю хотя и слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы её мне близки, переживания дороги... Из-под пера выходят вещи, которые порою, по-видимому, остро задевают общественно-коммунистические круги. Я всегда пишу по чистой совести и так как вижу… (источник: Соколов Б. В. Расшифрованная «Белая Гвардия». Тайны Булгакова, 2010, с. 250.)
В общем-то Булгаков не особо скрывает своих политических симпатий. "Дни Турбиных" поспешно запрещают. В 1930 Булгаков пишет письмо Советскому правительству, где пишет, что показывал в Романе "упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране" и что за это он получил "аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР".
Впрочем, пьесу "Дни Турбиных" Сталин лично распорядился вернуть. Так как считал, что она имеет положительное влияние на коммунистов. Правда, от греха подальше, ни один театр, кроме МХАТа ее больше не ставил.
Несмотря на то, что сама пьеса в СССР больше воспринималась, как антисоветская, у русской эмиграции к писателю тоже были претензии. Так поэт и переводчик Ходасевич писал, что у Булгакова нет "ни малейшего сочувствия белому делу". А литературный критик эмигрант и поэт Адамович писал, что в первой сцене "офицеры с Еленой Турбиной не то, что осмеяны, но и разоблачены".
Впрочем, даже многие советские писатели признавали талант Булгакова. Вот что о нем писал Горький в письме Сталину:
Булгаков мне «не брат и не сват», защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но — он талантливый литератор, а таких у нас — не очень много. Нет смысла делать из них «мучеников за идею». Врага надобно или уничтожить, или перевоспитать. (Источник: Сарнов, Бенедикт. «Сталин и писатели Книга первая»)
В качестве "перевоспитательных" мер Горький предлагал обратить внимание на "нужду" писателя и устроить с ним встречу. Но были и более резкие выпады в сторону романа и вообще самого писателя. В том числе и от довольно известных авторов. Вот что сказал о нем Маяковский:
Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть — и пискнул. А дальше мы не дадим (источник: Архив Академии наук СССР // Московское отделение, ф. 350, оп. 1, № 105. Стенограмма выступления Маяковского на диспуте «Театральная политика Советской власти» 2 октября 1926 года.)
Все это напоминало довольно неприятную картину. Литературные критики, писатели и поэты, желающие угодить власти "советов", кружились вокруг обессилившего Булгакова и старались его побольнее "ужалить".
Помимо Маяковского в их числе были Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев, Киршон и другие. Сам Булгаков писал об этом, что "Сознание своего полного, ослепительного бессилия нужно хранить про себя", и старался не выказывать слабость.
В конечном итоге все эти нападки довели Булгакова до тяжелой болезни. Он начал терять зрение и последнюю версию романа "Мастер и Маргарита" он уже диктовал своей жене.
Так завершился путь одного из лучших русских писателей. Человека, который оставшись в России, власть в которой захватили большевики, не пожелал подстраиваться и писать для них "хвалебные оды". Ведь только оставшись верным себе - писатель и дальше может называть себя писателем.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.