Пушкин не дожил до изобретения фотографии двух лет, поэтому фотографического изображения великого русского поэта нет. Официальным годом рождения фотографии считается 1839, когда 7 января на совместном заседании Французской академии наук и Академии изящных искусств французский физик Франсуа Араго сделал доклад о дагеротипии - изобретении Луи Дагера. Справедливости ради надо сказать, что Дагер долгое время работал вместе с другим французом, Жозефом Ньепсом, они пытались объединить свои наработки в технике получения и закрепления изображения, но дагеротипию изобрел уже после смерти партнера.
Огромный вклад в развитие русской фотографии внес Сергей Львович Левицкий (1819 - 1898), юрист по образованию, художник-фотограф по призванию. Левицкий создал обширную галерею портретов деятелей искусства, литературы, науки, государственных деятелей. Считается, что он предложил использовать для процесса русское слово "светопись". Левицкий бросил службу и серьезно занялся фотографией, учился в Риме и Париже, был лично знаком с Луи Дагером. В 1850 году в Санкт-Петербурге Левицкий открывает фотоателье "Светопись" на Невском проспекте, напротив Казанского собора. Для нас это великая удача, ведь в этом ателье были созданы знаменитые фотографии знаменитых людей. Вот групповой портрет писателей - авторов журнала "Современник".
Узнали высокого человека в офицерской форме? Это Лев Николаевич Толстой, фотография сделана в 1856, в период публикации "Севастопольских рассказов".
...Офицерский портрет, по- моему, один из самых замечательных его портретов... ему под тридцать лет, он в артиллерийском мундире совсем простого вида, худ и широк в кости, снят до пояса, но легко угадаешь, что он высок, крепок и ловок.
И.А. Бунин
В 1859 году Левицкий открыл фотоателье в Париже. За фотопортреты Наполеона III и его семьи получил звание «Фотограф Императора Наполеона III». В России Сергей Львович Левицкий фотографировал Николая I, Александра II, Александра III. В 1877 году Левицкий удостоен звания «Фотограф их Императорских величеств».
Но вернемся к русским писателям, портреты которых Левицкий делал как на Невском, так и в Парижском ателье.
В апреле 1861 года он сделал портрет Герцена, который сам писатель считал "превосходным". Критик Стасов, писал, что поза Христа в картине "Тайная вечеря" навеяна художнику Николаю Ге фотопортретом Герцена.
Так же остался доволен портретом работы Левицкого Иван Сергеевич Тургенев, жаловавшийся, что его постоянно изображают "каким-то Юпитером".
Герой Отечественной войны 1812 года, декабрист Князь Сергей Григорьевич Волконский посетил парижское ателье Левицкого в начале 1860-х. К тому времени Волконский отбыл каторгу, перебрался на поселение ближе к Москве и отправился на лечение за границу.
Уже в те годы Левицкий придумывал всякие эффекты, например, помещал на один снимок человека в разных позах и даже в разных костюмах. Он использовал электрическое освещение при съемке портретов, ввел сменные декоративные фоны, предложил ряд усовершенствований оборудования ателье.
Не зря Сергей Львович Левицкий говорил: «Я люблю ее (фотографию) как искусство и верю в ее художественную ценность».
Диафильм Русские писатели в фотографиях С. Левицкого (Н. Высоколова; худож.-оформ. Е. Лехт.- Москва : Диафильм, 1988.- 1 дф. (37 кд.)) расскажет о творчестве мастера более подробно.
А если вы предпочитаете рассматривать портреты писателей на холсте, то смотрите диафильм Русские писатели в изобразительном искусстве (Л. Кашук.- Москва : Диафильм, 1987.- 1 дф. (50 кд.))