В сентябре прошлого года, будучи в поселке Пашия, я решил вернуться в Горнозаводск (где на том момент остановился) пешком. В значительной мере это решение было вызвано любознательностью заезжего путешественника, однако не последнюю роль сыграла логистика: автобус ходит примерно раз в два часа, предыдущий как раз недавно ушел, – и, таким образом, собственно выбора у меня особо и не было. Транспортное сообщение в Пермском крае, вообще говоря, отдельная тема: по моему мнению, оно абсолютно не соответствует огромному туристическому потенциалу региона. Прочая необходимая для путешественника инфраструктура также оставляет желать лучшего. Так что если вы соберетесь путешествовать по Прикамью – без автомобиля будет довольно непросто.
В Пашии целью моего пребывания была Свято-Троицкая церковь, о которой, как и о самом поселке Пашия (до революции носившем название Архангело-Пашийского завода), я рассказывал здесь.
Чугунолитейный Архангело-Пашийский завод был основан князем М.М. Голицыным в 1786 году. Свое название завод получил по имени небесного покровителя владельца – Архангела Михаила и по названию реки Пашийки (притока р. Вижай), на берегах которой был построен.
К началу ХХ века на заводе работали четыре доменных печи. Изначально завод был только чугунолитейным, а чугун для переделки в железо перевозился на Нытвенский завод. Впоследствии выше по течению реки Пашийки был построен вспомогательный Михайловский завод, который действовал до 1876 года. После постройки Чусовского завода пашийский чугун стали отправлять туда. Руда для производства чугуна доставлялась из расположенных поблизости рудников, основными из которых были Зыковский и Сергиевский.
В 30-е годы ХХ века завод был переориентирован и стал металлургическо-цементным. Сейчас ОАО «Пашийский металлургическо-цементный завод» выпускает глиноземистый цемент и специализированные изделия из чугуна для горнодобывающих и металлургических предприятий. Судя по внешнему виду заводских построек и самого поселка, завод – увы! – не относится к числу процветающих…
Пашийский пруд и плотина, как историко-природный памятник, относятся к охраняемым природным территориям.
Еще несколько фотографий с видами поселка Пашия:
Два памятных знака:
На этом поселок Пашия закончился, впереди около 8 километров по уральской дороге. Как говорит о Горнозаводском районе Википедия, «переходный от равнинного к горному волнистый рельеф»:
И снова дорога:
На первом фото – мост над технологической дорогой, ведущей в карьер. Это уже окраины Горнозаводска, скоро покажется и градообразующее предприятие – ПАО «Горнозаводскцемент» (следующие фото):
Рядом с автотранспортным цехом завода стоит большегрузный самосвал БелАЗ-540 – основной «трудяга», обеспечивавший перевозку угля, руды и других материалов. Его грузоподъемность – 27 тонн. Специально сфотографировался рядом с колесом, чтобы можно было оценить размеры и мощь этого гиганта (мой рост почти 190см):
При строительстве первой на Урале железной дороги Пермь-Екатеринбург неподалеку от Архангело-Пашийского завода была построена станция, которая получила название Пашия. До середины ХХ века возле станции был лишь небольшой поселок. Все изменилось в 1947 году, когда здесь началось строительство цементного завода. В 1965 г. поселок Ново-Пашийский был преобразован в районный центр – город Горнозаводск. Сейчас численность его населения – чуть более 11 тысяч человек.
В следующей галерее – виды осеннего Горнозаводска:
Так как Горнозаводск по праву можно назвать городом цемента, то и в «малых архитектурных формах», украшающих улицы города, акцент сделан именно на этом материале:
Тема границы Европы и Азии – довольно распространенный сюжет уральских памятников, которые обычно устанавливаются именно там, где непосредственно линия границы проходит. Так как город расположен несколько в стороне от этой линии, на памятнике так и написали: «От Горнозаводска до Азии 76 км».
Еще один памятник – «Сердце города»:
Символ мироздания – три слона, стоящие на черепахе:
Панда – симпатичный, но что он означает, честно говоря, не понял:
Есть еще памятник влюбленным («Обычная история») и бабушке («Голуби»). Сам я их не фотографировал, для желающих увидеть оставляю ссылку. Естественно, все памятники сделаны из цемента!
Есть в городе мемориалы, посвященные Гражданской войне:
и Великой Отечественной:
Для тех, кто помнит Московскую олимпиаду 1980 года, наверняка окажется приятной встреча со старым добрым знакомым – Мишкой, изображенным на стене дома:
Завершает мое путешествие визит в Горнозаводский краеведческий музей им. М.П. Старостина.
Не буду подробно рассказывать об истории и о фондах музея, для этого есть сайт самого музея: http://almazmuseum.ru . Помимо в общем-то типичной для любого краеведческого музея экспозиции, посвященной истории, природе, промышленности региона, быту местных жителей, в музее представлена богатейшая геолого-минералогическая коллекция (все-таки первый в России алмаз был найден в 1829 году именно здесь!) и, что совершенно неожиданно встретить на Урале, – коллекция различных морских обитателей и раковин. Помимо обширности и разнообразия самих этих коллекций, я бы особо выделил мастерство создателей музейных экспозиций. Горнозаводские Музей моря и Музей камня вполне способны составить конкуренцию соответствующим столичным музеям. Так что всем путешественникам, оказавшимся в этом городе – очень рекомендую не пройти мимо!
В заключение несколько снимков, сделанных в залах музея:
Весь маршрут путешествия на карте Яндекса: https://yandex.ru/maps/-/CCUQRPcU0D
Вот и все. Буду рад вашим отзывам и комментариям :)