Найти в Дзене
ПЛТК

Авиаудары США по иранским объектам в Сирии

В ночь с 25 на 26 февраля США нанесли авиаудар по приграничному с Ираком сирийскому городу Аль-Букумаль. Место обстрела было выбрано не случайно, по расчетам американцев, здесь расположены военные формирования Ирана. Решение об ударе было принято накануне события. Ему предшествовало нападение на американское посольству в Ираке. Администрация Джо Байдена утверждает, что в ударах по посольству виноваты две группировки: «Катаиб Хезболла» и «Катаиб Сайед аш-Шухада», которые входят в про-иранскую коалицию сил народной мобилизации. По их позициям в Сирии и был нанесен удар .
«Катаиб Хезболла» сформирована в 2003 году шиитами-добровольцами, главой которой стал Абу Магди Аль-Мугандес, политический деятель Ирака, приведший страну к кризису. «Катаиб Сайед аш-Шухада» создана в 2013 году для борьбы против суннитских экстремистов в Ираке. Обе группировки входят в про-иранскую коалицию сил народной мобилизации, которая является частью вооружённых сил Ирака. Иракские власти в свою очередь не дали каких-либо комментариев по происшествию.

Таким образом, основными акторами являются:
1) кабинета Джо Байдена;
2) Сирия, оказавшаяся жертвой противоречий нескольких стран;
3) Иранские группировки, подозреваемые в организации атаки на американское посольство.

Рассматривая влияние этого события на международную политическую обстановку, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, сирийский инцидент показал, что Байден продолжает политику Трампа касательно использования военной силы на Ближнем Востоке. Это ответ критикам, которые предрекали, что Байден будет проявлять слабость.

Во-вторых, несмотря на желание начать переговоры с Ираном по ядерной сделке, нынешний президент Америки не готов идти на уступки Ирану, а в случае угрозы может применить силу. Данная атака может служить четким сигналом Ирану, что для США неприемлема постановка предварительных условий перед переговорами. Новая администрация хочет вернуться в СВПД (Стратегический Всеобъемлющий План Действий), но не готова преждевременно отменять санкции, поэтому для Ирана лучше приступить к переговорам сейчас, иначе Белый дом продолжит политику Трампа.

Исходя из вышесказанного, можно предположить сценарий дальнейшего развития событий. Переговоры по ядерной программе вряд ли начнутся после сирийского обстрела. Как показывают предыдущие столкновения сторон, применение силы не способствуют активизации иранской внешней политики в отношении США, а вызывает осуждение со стороны Иранского МИДа. Важное влияние на старт переговоров оказывают грядущие президентские выборы в Иране, которые состоятся этим летом. Рухани, имеющий низкий рейтинг и представляющий относительно умеренное крыло, не сядет за стол переговоров после обстрела и отказа США снимать санкции. Старт переговоров окончательно бы подорвал доверие избирателей к представителям умеренного крыла . Таким образом, можно считать начало переговоров заблокированным минимум до выборов.

Стоит отметить, что за месяц нахождения у власти Байден не показал качественно новый план по работе с Ближнем Востоком, сохраняется хаотичность действий. В ближайшее время Байдену необходимо выработать стратегию по работе со странами Ближнего Востока. В данном контексте, вероятнее всего, США примут решение о сокращении вооруженного контингента в регионе в качестве реализации обещаний, данных во время избирательной кампании.

Татьяна Щербакова