Современная Россия является крупнейшим в мире экспортёром энергоресурсов, что вызывает внутри страны больше критики, чем одобрения. Поэтому не совсем понятно, гордиться ли по этому поводу, или огорчаться.
С одной стороны, это позволяет зарабатывать на спросе энергоносителей и пополнять бюджет страны.
Главным козырем Российских энергоресурсов является их относительная дешевизна и высокая доступность.
С другой стороны, мы обеспечиваем энергетическую безопасность стран-импортёров, которые затем без зазрения совести перепродают российские энергоресурсы в 2-5 раз дороже.
То есть цена на энергоносители в мире гораздо выше, чем та, которую предлагает Россия. И мы это открыто признали, раскритиковав в 2018 году действия Белоруссии по перепродаже с большой наценкой российского газа на европейский рынок.
Не секрет, что Россия предоставляет Белоруссии огромную скидку на газ. И нет ничего страшного в том, что дешёвый Российских газ используют жители Белоруссии. Но когда этот газ перепродаётся в Европу с наценкой, то это уже ущемление наших интересов, неуважение к нам как к партнёрам, и вообще пренебрежение союзом России и Белоруссии.
Помимо газа, Белоруссия занимается ещё переработкой дешёвой российской нефти, а продукты этой переработки идут не своему населению, а на экспорт.
Европейские страны тоже не ангелы: они перепродают своему населению российский газ с наценкой до 800%.
Получается, Россия во всей этой "схеме" выглядит неким сырьевым придатком, на котором неплохо наживаются не только Европейские страны, но даже и наш ближайший союзник – Белоруссия. Горькая правда состоит в том, что Россию наши "партнёры" так и воспринимают - лишь в качестве сырьевого поставщика регионального значения.
Насколько это отвечает интересам России? Ведь взамен наша страна получает не благодарность европейцев за щедрость, а только новые порции критики, санкций и упрёков. И недавние политические выкрутасы Белоруссии - прямое тому доказательство.
Когда Японию накрыли аномальные холода и спотовые цены на СПГ взлетели в пять раз, весь американский СПГ ушёл в тихоокеанский регион, оставив Европейцев «замерзать» со своими проблемами. Но почему не последовало никакой критики со стороны европейцев в адрес американцев?
Зато Россия, которая спасла Европу от внеочередного "ледникового периода", максимально увеличив поставки газа через трубопроводы без дополнительной наценки, получила в качестве благодарности новый пакет антиправительственных санкций со стороны Евросоюза...
Выходит, что поставки трубопроводного газа за рубеж (включая авральные режимы) не отвечают ни финансовым, ни национальным интересам Российской Федерации.
Наше достояние попросту разбазаривается впустую. При таком раскладе не может идти речь о создании в России новых перспективных рабочих мест, высокотехнологичной промышленности и новых отраслей. Но хуже всего то, что наша помощь абсолютно не ценится и не способствует укреплению отношений с теми, кто называет себя нашими партнёрами. Вместо этого наши "партнёры" на всём этом наживаются, откровенно плюя нам в спину.
Вывод тут только один: дешёвый трубопроводный российский газ – угроза нашей национальной безопасности, причём как в финансовом плане, так и в политическом.
Конечно, мы сегодня не может отказаться от поставок энергоресурсов западу (так как уважающая себя страна всегда выполняет условия заключенных договоров в полном объёме), да этого и не нужно делать, ведь у нас, как у энергетического поставщика-монополиста, в руках появляется рычаг давления на страны-импортёры, с помощью которого мы способны влиять на экономические и политические процессы в этих странах. Это дополнительный и очень важный бонус.
Однако нужно учитывать в первую очередь наши собственные интересы, а конкретно - интересы народа России, а не европейцев или китайцев. Следовательно, нужно увеличивать долю энергоресурсов, прошедших переработку на территории России, а не заниматься тотальными продажами лишь сырья.
Если рассмотреть ситуацию конкретно на примере поставок природного газа, то можно уверенно сказать, что экспорт сжиженного природного газа (СПГ) на порядок предпочтительнее, чем экспорт трубопроводного газа.
СПГ - это не какое-то нововведение, ведь производство сжиженного природного газа налажено ещё в 1941 году в США, а первые международные поставки начались в 1959 году.
Для реализации СПГ-проектов нужна дорогая инфраструктура: заводы по сжижению природного газа; своя судостроительная промышленность, способная строить высокотоннажные корабли - танкеры (газовозы); научно-технические институты, разрабатывающие новые и более выгодные методы производства СПГ. То есть экономический эффект от продажи СПГ за рубеж будет внутри страны большим, чем у тех, кто его приобретает, так как все издержки включены в конечную стоимость СПГ.
В России только в 2006 году был построен первый завод по крупнотоннажному производству СПГ - "Сахалин-2", который был запущен в 2009 году. Не знаю, с каким скепсисом в те времена смотрело руководство нашей страны на всю эту тему, но сегодня СПГ – это новый мировой тренд газовой отрасли.
Главным преимуществом СПГ является сокращение объёма природного газа в 600 раз от изначального, что уменьшает массо-габаритные параметры тары для его хранения и перевозки.
А вот для страны-производителя СПГ главным его свойством является энергоёмкость производства. До 25% всей потенциальной теплотворной энергии, запасённой в СПГ, приходится на его производство и транспортировку.
Другими словами, СПГ – это продукт с высокой долей переработки и с высокой добавочной стоимостью, так как при его производстве задействовано до четверти от общего количества энергетических ресурсов производителя!
Теперь поставим вопрос ребром: сможет ли экспорт СПГ заменить объёмы трубопроводного газа?
Современные танкеры серий «Q-Flex » и «Q-Max » способны перевозить 170—266 тысяч кубометров СПГ. Так как 1 кубометр СПГ содержит 600 кубометров газа, то получается, что за один рейс танкер «Q-Flex » способен перевезти 0,102 миллиарда кубометров газа.
Мощность реализуемого трубопровода "Северный поток–2" составляет 55 миллиардов кубометров газа в год. Такой объём поставок равноценен 540 рейсам современных танкеров-газовозов в год.
Мощность газопровода «Сила Сибири» для поставок газа в Китай – 38 миллиардов кубометров газа в год, что эквивалентно 373 рейсам современных газовозов.
Согласно годовому отчёту "Газпрома", в 2019 году экспорт природного газа составил почти 237 миллиардов кубометров. Для перевозки такого объёма потребуется 2324 рейса современного газовоза.
Сегодня флот СПГ-танкеров России составляет 15 единиц, и ещё 35-37 танкеров должны быть построены на судостроительном комплексе «Звезда» до 2030 года.
Флот в 50 танкеров-газовозов за один рейс способен перевезти 5 миллиардов кубометров газа, то есть при таком флоте понадобится 47 рейсов для перевозки всего экспортированного в 2019 году "Газпромом" газа.
В 2020 году Европа импортировала 84 миллиона тонн СПГ, из них 22 миллиона тонн (более 30 миллиардов кубометров газа) пришлось на Россию и 20 миллионов тонн - на США.
Сегодня Россия производит более 30 миллионов тонн СПГ, а к 2035 году объём должен составить 140 миллионов тонн, что эквивалентно 193 миллиардам кубометров газа.
Ну и зачем тогда России вообще нужны эти газопроводы? Ладно ещё достройка этого многострадального «СП-2», который уже давно стал больше политическим, нежели коммерческим проектом... Но зачем нам нужен проектируемый сегодня газопровод "Сила Сибири -2/3/4"? Или дальнейшие "северные потоки 3/4/5"? Чтобы просто продавать Российский газ как дешёвое сырьё - без какой-либо переработки?
Чьим интересам отвечает такая политика: российским, или же европейским и китайским?
К тому же, не стоит думать, что транспортировка СПГ возможна с использованием исключительно танкеров. Нет.
СПГ хорошо транспортируется и грузовым колёсным транспортом, но что самое важное – пригоден для железнодорожной перевозки.
- "Газпром" ещё в 2013 году запустил в опытную эксплуатацию магистральный газотурбовоз, работающий на СПГ.
- В 2015 году завершены успешные испытания карьерных самосвалов, использующих в качестве топлива СПГ.
- В 2017 году были успешно переведены на СПГ автобусы фирмы «MAH».
То есть СПГ пригоден для использования в автотранспорте, а это очень важный критерий для роста внутреннего спроса на СПГ.
А что там в перспективе? Например, Германия желает полностью перейти на водородную энергетику к 2050 году. Но нюанс в том, что необходимых мощностей по производству водорода у Германии нет и не предвидится, поэтому в своей водородной доктрине упор делается на помощь сегодняшних поставщиков энергоресурсов - они будут поставлять водород в необходимых количествах.
Недавняя конференция по глобальной энергетике «Global Impact Conference 2020» выявила неприятную правду для мира: оказывается, даже в теории производить энергетический водород и поставлять его на экспорт до 2035 года не под силу никому..., кроме России, которая официально заявила, что уже сегодня может это делать.
Нет и надёжных методов длительного хранения, а также безопасных методов транспортировки большого объёма водорода, которые бы соответствовали надёжности методам, применяемым при поставках газа.
Очень дорого и относительно безопасно можно производить и транспортировать жидкий водород. Чтобы сжижать водород в промышленных масштабах, нужно создать мощнейший энергетический комплекс с соответствующей инфраструктурой. Однако есть другой путь - производить водород из природного газа, или методом электролиза на АЭТС (Атомные энерготехнологические станции) и транспортировать его по существующим газопроводам в виде смеси со строгим соотношением: 70% водорода и 30% природного газа.
Но насколько выгодны будут России подобные поставки водорода в Европу? Судя по аналогичной ситуации с трубопроводным газом, водородная перспектива - так себе затея.
А именно такую стратегию экспорта водорода закладывает в свою доктрину Германия, так как только таким образом можно реализовать её в указанные сроки.
Снова придётся плясать под дудку Европейцев с их хотелками в сфере водородных поставок?
Энергетическая стратегия России должна быть полностью перенастроена на экспорт энергопродуктов с высокой долей переработки и высокой добавочной стоимостью. Это касается как перехода с трубопроводного газа на СПГ уже сегодня, так и на сжиженный водород в перспективе.
Арктические условия России как нельзя лучше подходят не только для производства СПГ, но и для производства жидкого водорода. Так, новая технология производства СПГ, успешно применяемая специалистами ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», в 13 (подчёркиваю - в 13!) раз эффективнее традиционных способов.
Страна, которая контролирует 26% всего мирового экспорта энергоресурсов, должна устанавливать свои правила на энергетическом рынке, а не подстраиваться под чьи-то правила.
А уж если принять во внимание, что мы мировые лидеры в производстве энергетического водорода, то становится ещё более очевидно, кто в доме хозяин. Об этом я писал в статье «Развитие водородной энергетики в России, теперь национальный приоритет».
================================================================
Если Вам нравится контент и тематика канала, вы всегда можете отблагодарить меня , поставив палец вверх (лайк) и оставив комментарий. Так вы помогаете продвижению канала. Спасибо, друзья!
С информационными источниками, которые использованы в основе публикации, можно ознакомиться в закреплённом комментарии.