На Дальнем Востоке живет путешественник Евгений Коновалов. Географ по образованию, журналист и видеограф по профессии, он исколесил полмира. Путешествия для Евгения больше, чем хобби. Почетное место в его доме занимает карта мира, с которой он словно Багратион, планирует захват все новых и новых территорий И, вот, 2020 год вся его стратегия пошла под хвост не просто коту, а целому амурскому тигру. Потому что из-за пандемии взгляд неуемного странника полностью обратился на красоты родного Дальнего Востока.
- Жень, расскажи сколько стран и городов ты посетил уже?
- Если честно, я давно сбился со счета. Когда-то было 36 стран, сколько сейчас – понятия не имею. Например, год назад я был в путешествии своей мечты по странам Южной Америки. Только там копилка моих открытий пополнилась на 8-9 новых стран. По Азии - отдельный разговор. Дело в том, что у меня есть пунктик – посетить все страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Я географ по образованию и эта часть Азиатско-тихоокеанского региона – моя специализация, по ним я писал дипломные и курсовые работы. На сегодняшний день я не был только в КНДР и в Индонезии. Все мои поездки можно наблюдать на моем ютуб канале - "Мы здесь были".
- Какие увиденные тобой места, особо впечатлили?
- Трудно сказать, очень много красивых мест. Отдельно могу выделить поездку по странам Южной Америки. О ней я мечтал всю жизнь. И это действительно было грандиозно. Мачу-Пикчу – настоящее чудо света. Пустыня Атакама - какой-то космос. И, лучшее, что со мной было - Галапагосские острова. Это совершенно другой мир, где главные не люди, а животные. Там сивучи ходят по улицам, там фантастические деревья и птицы. В Мексике впечатлили пирамиды Майя. Чем больше ездишь, узнаешь, тем больше загадок и вопросов у тебя появляется.
- Дальний Восток ты открыл только благодаря пандемии?
- Скажу честно, да. У меня были мечты, связанные с путешествиями по ДВ: хотел увидеть Байкал (я сейчас на Ольхоне, кстати), Вулканы Камчатки, побывать на Курильских островах, в живописной и интересной с точки зрения истории – Магаданской области. Но, до пандемии, я все-таки делал акцент на заграничные поездки. Сейчас, конечно, некоторые страны открыты, но они меня не интересуют, я все-же не турист, а путешественник. С пандемией я, наконец, добрался до Камчатки. Пусть я не сумел побывать в долине гейзеров, зато видел своими глазами три вулкана, был на гонке в собачьих упряжках «Берингия» и сейчас могу точно сказать, что всецело понимаю людей, которые сходят с ума по Камчатке.
- Назови по три точки в каждом дальневосточном регионе, которые надо увидеть каждому.
- На Камчатке надо смотреть вулканы, по возможности стоит попасть в Долину гейзеров, на Курильское озеро, Командорские острова. Это очень и очень дорогие маршруты, но они стоят того.
В Приморье стоит увидеть Дальневосточный морской заповедник. Фантастические места на побережьях Находки и Партизанского района, бухты Окуневая, Спокойная. Еще, наверное, Тернейский район с его суровой тайгой и природой. В Хабаровском крае я путешествовал не так много. ОН славится своими Шантарскими островами на которых я, к сожалению, еще не был.
Сахалин и Курилы. Курилы вообще отдельная история, там много всего хочется посмотреть. На Сахалине самое инстаграмное и совершенно удивительное место – это маяк «Анива».
- Какой инфраструктуры особо не достает региону?
- Отсутствие дорог во многие интересные места сдерживает развитие туризма. Это вопрос к государству. Но есть вопросы и к бизнесу – кемпинги, гостиницы, базы – этого всего сильно не достает. А то что есть, не соответствует современным требованиям, особенно за назначенную цену. Я не понимаю: в Андреевке насколько удивительные места и настолько ужасная инфраструктура. И люди все-равно едут и платят абсолютно неадекватные деньги за эти «курятники». Я не понимаю.
Я вспоминаю путешествия даже по самым бедным странам. Там в любом парке есть магазины, сувенирные лавочки, все красиво, облагорожено. Но почему нет такого на Дальнем Востоке? Можно было все благоустроить и зарабатывать деньги? Бизнес, видимо, надеется на государство, а у того своих забот хватает. Мне кажется развитием инфраструктуры должен заниматься все-таки бизнес.
- А есть положительные примеры того, как дальневосточники развивают инфраструктуру?
- Их, к счастью, много. Появляются красивые базы, глэмпинги в красивых местах, в бухте Петрова, в Хасанском районе. Есть достойные комплексы: Маяк, Теплое море, Горный воздух на Сахалине.
Мы выпускаем туристический журнал «Чудеса Приморья» и в нем рассказываем про энтузиастов, которые делают Приморье комфортнее для туристов. В новом номере мы рассказываем про удивительные проекты экскурсий: «Голос внутри» - потрясающие иммерсивные прогулки, велопрогулки по Русскому острову, диггерский клуб, серф-лагерь –крутое и атмосферное место, куда можно просто приехать и посидеть у костра, пообщаться с людьми. Круто, что это все делает молодежь, надеюсь такие тренды будут развиваться.
- Перелеты и транспортная доступность – насколько больной вопрос? Уже ждешь появления Дальневосточной авиакомпании и 40 новых маршрутов?
-Вопрос больной. Это правда. Но он, постепенно решается. Во-многом, я смог посмотреть в сторону Дальнего Востока благодаря акциям компании S 7. Спасибо им. Билет до Петропавловска и обратно стоил мне 7 000 рублей, из Владивостока к Байкалу – 9 000. Раньше же, перелеты по Дальнему Востоку были в полтора – два раза дороже, чем билеты до Москвы. Или сейчас, авиакомпания «Аврора», перелет в один конец Владивосток-Хабаровск стоит 7 000 рублей. Откуда они взяли эту цену за 40 минут полета?
- Какие новые маршруты на твой взгляд будут особенно востребованы?
- Я до сих пор не понимаю, почему внутри ДВ нет своих маршрутов. Можно улететь из Владивостока на Камчатку и из Владивостока на Сахалин, но добраться из пункта А в пункт Б минуя Владивосток или Хабаровск невозможно. Мы так не сможем привлечь туристов с Запада. Если уж они прилетели на ДВ, то хотят посетить несколько регионов сразу и Приморский край, и Хабаровский, и Камчатку, и Сахалин, а это сделать у них не получится. С Сахалина на Камчатку перелететь невозможно. Из Владивостока невозможно улететь в Магадан. Я очень надеюсь, что эта идея воплотится в жизнь и будет создана авиакомпания, которая будет развивать внутренние маршруты.
Хочу сказать, что помимо авиации надо развивать морские круизы. Раньше эта тема поднималась. Во времена СССР были теплоходы, садился во Владивостоке, ехал в Корсаков на Сахалин, потом на Камчатку, на Курилы. Это мне кажется очень интересно.
- Назови три причины, почему россиянам надо ехать на Дальний Восток?
- Первая – это конечно же природа. Уникальная, фантастическая. Еще море, разное совершенно на Камчатке и в Приморском крае. И третья фишка – это еда. Сейчас активно продвигается бренд дальневосточной кухни и у нас проходят классные гастрономические фестивали. Есть уникальная бурятская кухня, на Камчатке морские блюда, Якутия сама по себе гастрономический рай, в Приморье – таежная кухня.
На Дальнем Востоке можно увидеть красивые места, национальный колорит, традиции и народности и попробовать уникальные блюда.
Дальний Восток совершенно не раскрыт. Я чем больше его открываю, тем больше понимаю, что до конца жизни тут можно ездить и не увидеть и сотой части всех этих красот.