Почему часть шоссе до 1950-х годов называлась по-другому? Что интересного в планировке улицы и жилых массивов около Дмитровского шоссе? И правда ли, что рядом есть задел под новую магистраль? Какие интересные здания можно увидеть на Дмитровском шоссе и рядом с ним? А также - какая у местности связь в "Вагоноремонтом"? Об этом и не только расскажу сегодня.
В этой статье завершаю рассказ про #дмитровское шоссе в черте в МКАД. Если вам интересна #история других его участков, то ссылки на материалы будут в конце текста.
Неудачные попытки
У Окружной железной дорогой начинается участок Дмитровского шоссе, который заканчивается МКАДом. До 1955 года отрезок назывался Нижне-Дмитровским шоссе. Правда не совсем понятно, по какой причине. Ведь если посмотреть на карту, то он располагается сверху. Некоторые исследователи считают, что это могло быть связано с деревней Нижние Лихоборы, которая находилась неподалёку.
Вообще, сама местность до середины 1950-х годов была сельской. Вдоль дороги располагались поля и огороды. Хотя попытки застроить участки жилыми домами предпринимались ещё в 1930-х. Почему именно здесь - сказать трудно. Никакой инфраструктуры тут не было. Да и находилась местность далеко от центра Москвы. Архитекторы разработали целый жилмассив с пятиэтажными домами, небольшим стадионом, детскими садами, столовой и клубом.
Построить смогли только один жилой дом. Он находится перед мостом Окружной железной дороги и в наше время имеет номер 54к1. На этом всё и закончилось. Пару десятилетий здание возвышалось над огородами и полями. Других капитальных строений рядом не было. В середине 1950-х появился ещё один проект жилого массива. Но и его толком в жизнь не воплотили. Массовое #строительство здесь началось только в 1960-х. Тогда появились целые кварталы пятиэтажек.
Оригинальная планировка и возможное шоссе
После моста Окружной железной дороги сегодня вдоль Дмитровского шоссе располагаются несколько районов. Западное и Восточное Дегунино, Бескудниковский, Дмитровский, а также небольшая часть района Лианозово. Эти территории вошли в состав Москвы в 1960 году, после открытия МКАДа. Раньше столичные границы заканчивались рекой Лихоборкой.
На месте будущих районов тогда располагались деревни, но домов было не так уж и много. Снести их не составило никакого труда. Сначала новые кварталы хотели застроить только пятиэтажками. Однако вскоре поняли, что огромное количество таких зданий будет не очень хорошо смотреться с точки зрения архитектуры. Поэтому приняли решение увеличить количество этажей некоторых домов до 9 или 12.
Неплохо продумали инфраструктуру. Планировалось, что все важные учреждения будут находиться близко к жилым домам. Например, расстояние до школы составляло не более 200 метров, а до магазина - 600. Интересна и планировка улиц - они расположены дугами. Если посмотрите на карту, то увидите - Селигерская, Бескудниковский бульвар и Дубнинская улица.
Изначально были планы по строительству Новодмитровского шоссе, чтобы шумная магистраль располагалась не в центре жилой застройки, а сбоку. Поэтому под него оставили небольшой задел - пространство между Дубнинской улицей и Савёловской железной дорогой. Но строить новое шоссе не стали, да и вряд ли когда-нибудь начнут.
Интересные сооружения
Если жилая застройка была малоинтересной, то некоторые другие сооружения привлекают внимание. Например, Центр Микрохирургии глаза им. С.Н. Фёдорова на Бескудниковском бульваре, построенный в середине 1980-х годов. На самом Дмитровском шоссе в 1970 появился кинотеатр "Ереван". Там было два зала на 300 и 1600 зрительских мест.
Но больше всего бросается в глаза высотное сооружение около метро "Селигерская" (современный адрес: Коровинское шоссе, 2А). Его начали проектировать для Московского Метростроя ещё в 1980-х. Но сложная обстановка в стране не дала закончить работы до распада #СССР . Завершили строительство в середине 1990-х. Сейчас здесь находится общежитие и гостиница Метростроя, а также офисы. Хотя изначально планировался учебно-производственный центр.
В остальном #архитектура Дмитровского шоссе обыденна. Вдоль магистрали располагаются многочисленные панельные и монолитные высотные дома.
Осталось от "Вагоноремонта"
Некоторые из этих зданий закрывают собой территорию бывшего посёлка Вагоноремонт. Его так назвали в честь одноимённого завода, который появился здесь в 1930-х. Изначальный план предусматривал широкие проспекты и ровные сетки улиц, но воплотить это всё не удалось из-за недостаточного финансирования и сложностей рельефа. От первых планов по застройке посёлка осталось несколько домов: 125к2, 127к2 и 129к2.
Эти пятиэтажки долгое время соседствовали с бараками. Деревянное жильё снесли только в 1950-х. В качестве досуга для местных жителей были роща и Дом культуры, который назывался "Восход". С годами вагоноремонтный завод изменил специализацию на радиолокационную и радиорелейную. Появилось и новое название предприятия - Лианозовский электромеханический завод.
Далее на Дмитровском шоссе располагаются многоэтажные жилые дома. А после пересечения с Савёловской железной дорогой, все строения носят нежилой характер. Таким образом, в черте МКАДа магистраль заканчивается. После уже идут посёлок "Северный" (входит в состав столицы) и города Московской области.
Для тех, кому интересна история других участков Дмитровского шоссе:
История московского шоссе, до которого долго никому не было дела
История Дмитровского шоссе: самая невезучая магистраль Москвы
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!