Выполнение повседневных задач в наше время требует от программного обеспечения (ПО) широкого набора функциональных возможностей, о которых не знает большинство пользователей. Некоторые решения «запрятаны» и могут быть не описаны в руководстве. Именно о таких функциональных решениях я буду рассказывать в своем блоге.
Первая серия статей будет посвящена календарным графикам. В этой статье я расскажу, каким параметром должны обладать задачи проекта для автоматического присоединения к геометрии информационной модели.
Для чего все это
Многие вещи становятся понятней, когда есть визуализация процесса. Так и в строительстве. Если есть возможность визуализировать возведение какого-нибудь здания, можно многое спланировать с высокой точностью: последовательность работ, расположение и движение строительной техники, поставку материалов, оборудования и т.д. Некоторые строительные организации используют для этого специализированное ПО.
Одни программы автоматизируют проектирование, другие сметные расчеты и календарное планирование, а есть такие, которые позволяют сочетать в себе трехмерные модели и графики производства работ. К последним можно отнести такие программы, как SYNCHRO 4D от Bentley Systems и Navisworks от Autodesk. Чтобы избежать ручной привязки работ на графике (задач) к элементам информационных моделей, задачи и элементы модели должны иметь общий параметр. Как его использовать я расскажу дальше.
Задействованное ПО
Программа для проектирования – Revit 2021 версия: 21.1.20.44. Модель была создана в более ранней версии Revit и обновлена в версии указанной выше.
Программа, в которой был построен график производства работ – PlanWIZARD версия: 2.74.0.1.
Программа для моделирования строительства – Navisworks Manage 2021 версия: 18.1.1354.62.
Если не получиться повторить действия, описанные ниже, проверьте версии программ, возможны различия в функциональных возможностях.
Параметр элемента модели в Revit
Для автоматического присоединения геометрии элемента к задачам проекта технически можно использовать любой параметр элемента информационной модели главное, чтоб он был сопоставлен с работами на календарном графике. Это может быть GUID элемента, ID объекта или параметр созданный вручную. Я для этих целей использовал параметр «Сметный код». Этот параметр был добавлен для всех категорий проекта и применялся для автоматического назначения расценок к элементам модели из базы ФЕР (Федеральные единичные расценки).
Так как я строил график производства работ на основе сметы, такой параметр мне отлично подошел.
Классификация элементов модели по параметру «Сметный код» – произвольная. Его основная задача идентифицировать типоразмеры в базе конструктивных элементов сметного ПО.
Параметр элемента модели на календарном графике
Итак, параметр есть в информационной модели, он наследуется в сметное ПО, но в текущую версию программы PlanWIZARD (PW) автоматически не загружается. Разработчики обещали исправить данное упущение, но это не точно. Как заполняется «Сметный код» в PW можно увидеть здесь:
Почему же я использовал PW, раз он автоматически не загружает нужный мне параметр. Все очень просто, PW умеет импортировать сметы, составленные в любой сметной программе поддерживающей формат АРПС. А это 99% российских сметных программ, а может и все 100%.
Далее все необходимо выгрузить в формат, поддерживаемый Navisworks:
- CSV
- MS Project
- Primavera
PlanWIZARD умеет экспортировать информацию в MS Project и формат CSV. Если при экспорте графика я выберу MS Project, мне нужно будет заранее установить MS Project = купить MS Project (наличие установленной версии обязательно и Office 365 не подойдет). Если при экспорте я выберу CSV, мне нужно будет в качестве разделителя указать символ <,> (запятая) и заполнить поля табличными данными, например, так:
Этих данных вполне достаточно для автоматического присоединения геометрии элемента к задачам проекта.
Автоприсоединение и моделирование
Теперь мы готовы к моделированию строительного процесса.
- Запускаем программу Navisworks Manage.
- Открываем модель. Так как у меня модель была создана в Revit, я использовал одноименный тип файлов при открытии.
- На вкладке «Главная» включаем отображение окна TimeLiner.
Дальнейшая работа будет только в окне TimeLiner.
TimeLiner (Шкала времени) – инструмент, который позволяет связать информационную модель объекта с внешним планом-графиком для визуального планирования строительства. Эта функция доступна только в Navisworks Manage и Navisworks Simulate.
На вкладке «Источники данных» добавляем подготовленный ранее график. Для этого выбираем «Импорт файлов CSV», находим и открываем файл. В окне «Селектор поля» сопоставляем столбцы TimeLiner с нашими табличными данными следующим образом:
Здесь важно выбрать в качестве Синхронизации идентификатора нумерацию позиций план-графика, в нашем случае это будет Номер. А для «Сметного кода» подойдет любой из столбцов с наименованием Пользователь. Например:
Далее нажимаем правой кнопкой мыши (ПКМ) по новому источнику данных и перестраиваем иерархию задач.
В результате получаем готовый график (вкладка «Задачи»).
Теперь воспользуемся инструментом Автоприсоединение с использованием правил.
Создаем новое правило. Выбираем шаблон правил Связать элементы с задачами по категории/свойству. В описании правила первое «Имя» выбираем тот столбец, который был сопоставлен с параметром «Сметный код». В качестве <category> выбираем тот параметр, в котором содержится «Сметный код», как правило, это Объект . В качестве <property> выбираем «Сметный код» . Регистр оставляем Игнорировать. Нажимаем ОК и применяем это правило.
И наконец, переходим на вкладку «Моделирование» и наслаждаемся результатом!
**********
Если какие-то моменты требуется описать подробней, пишите в комментариях.