Найти тему
zorkinadventures

Как сейчас живется людям в районе, где провели 468 ядерных испытаний

Курчатов. Город на границе с бывшим ядерным полигоном, бывший мозговой центр испытаний. После закрытия полигона из города стали уезжать жители. Фото: Фил Хатчер-Мур
Курчатов. Город на границе с бывшим ядерным полигоном, бывший мозговой центр испытаний. После закрытия полигона из города стали уезжать жители. Фото: Фил Хатчер-Мур

Казахстан. Когда-то на территории этой страны провели почти четверть всех мировых ядерных испытаний. Прошло больше 30 лет с последнего взрыва. Воронки оставшиеся от бомб стали озерами, стоят останки домов, которые возводили, чтобы уничтожить и отследить воздействие взрывов на строения. Рассказываю про работы очередного замечательного автора National Geographic – сам я работаю в российском офисе. Фил Хатчер-Мур провел несколько месяцев в окрестностях Семипалатинского испытательного полигона, побывал в городах и селах, расположенных поблизости. И рассказал про свои впечатления.

Семипалатинский испытательный полигон, расположившийся в степи, огромная территория в 18 500 квадратных километров, размером как, например, половина целой страны – Нидерландов. Всего, по некоторым данным, здесь было произведено 468 ядерных испытаний. Полигон был открыт в 1949 году и закрыт в 1991 году. От большинства населенных пунктов до места испытания – больше 150 километров, как говорит фотограф, который побывал в тех местах, влияние взрывов на жителей есть до сих пор. Ну а сами жители близлежащих населенных пунктов, по словам фотографа, давно уже охотятся и выгуливают свои стада на когда-то запретных территориях. Вот, например, встреченный фотографом Казбек Касимов. Ему 60 лет, он пасет овец и коз на Семипалатинском полигоне, к югу от Курчатова в Казахстане. Город располагается в 45 километрах от опытного поля, на котором была испытана первая атомная и термоядерная бомбы СССР.

Фото: Фил Хатчер-Мур
Фото: Фил Хатчер-Мур

На фото: люди гуляют по осовремененному Курчатову, этот городок бывший мозговой центр закрытого Семипалатинского полигона. С тех пор как 30 лет назад полигон закрыли, население Курчатова уменьшилось в два раза – многие уехали.

Фото: Фил Хатчер-Мур
Фото: Фил Хатчер-Мур

А тут: останки бетонных конструкций примерно в 200 метров от места первого советского ядерного испытания на Семипалатинском полигоне, к югу от Курчатова, в Казахстане. На полигоне было произведено 26 наземных ядерных взрывов, 91 воздушных, 8 высотных.

Фото: Фил Хатчер-Мур
Фото: Фил Хатчер-Мур

На этом снимке: 64-летняя Балкия Усабаева проходит лечение капельным методом в Институте радиации и экологии в Семее (до 2007 года – Семипалатинск, еще один городок в окрестностях полигона. Балкия уже более 10 лет страдает сердечными заболеваниями и высоким кровяным давлением, она всегда жила в Семее. Врачи говорят ей, что, несмотря на то, что она не подвергалась непосредственному воздействию ядерных испытаний на полигоне, она получила хроническую дозу радиации, живя в городе в тот период.

Фото: Фил Хатчер-Мур
Фото: Фил Хатчер-Мур

На фото: архивные фотографии атомных грибовидных облаков изображены на стене в Музее Семипалатинского полигона в Курчатове.

Фото: Фил Хатчер-Мур
Фото: Фил Хатчер-Мур

На этом снимке: 49-летняя Айман Норгазинова, лаборантка, осматривает крысу, использованную для исследовательских испытаний в Государственном медицинском университете города Семей. Сотрудники здесь исследуют воздействие радиации на органы крыс. Животные подвергались воздействию радиации через небольшие частицы марганца, которые они вдыхали, чтобы имитировать радиоактивную пыль.

Фото: Фил Хатчер-Мур
Фото: Фил Хатчер-Мур

На фото: 35-летняя Зульфия Тункушгожине живет вместе с матерью и братьями и сестрами в селе Шакаман на востоке Казахстана. Зульфия родилась с детским церебральным параличом, который, по словам врачей, произошел из-за ядерных испытаний, проведенных на Семипалатинском полигоне. Ее мать до 1962 года жила в Сарызале, совсем недалеко от района ядерных испытаний.

Фото: Фил Хатчер-Мур
Фото: Фил Хатчер-Мур

На фото: тот самый Сарыжал, сумерки опускаются на поселок, расположенный на краю бывшего Семипалатинского полигона. Во время холодной войны ученые приезжали в деревню и измеряли уровень радиации. Жители помнят, как домашний скот терял шерсть после испытаний.

Фото: Фил Хатчер-Мур
Фото: Фил Хатчер-Мур

Понятно, что, наверное, во времена СССР информации насчет воздействия радиации на человека было не слишком много. Но потом? Я бы, наверное, уехал из мест, где есть хоть какая-то вероятность опасности для меня и моих детей. Хотя это, конечно, в теории. Может, никуда бы и не уехал. Человек, все-таки, привыкает ко всему. Первый раз вздрагиваешь от петарды, взорвавшейся где-то неподалеку, а потом тебя уже не слишком беспокоят ядерные взрывы. Или как это происходит?

А тут почитайте про тихоокеанские Маршалловы острова – ядерный полигон, который использовали США.

В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.