Найти в Дзене
Visit Tyumen

После похода в этот музей мне захотелось взять в руки молот

Оглавление

Отправляясь в Музей кузнечного мастерства, я не стала заранее искать о нем информацию – пусть первое впечатление будет чистым.

Признаюсь, шла туда с недоверием, так как нередко частные экспозиции ничего интересного собой не представляют: парочка занятных экспонатов и два десятка неинтересных, для фона. Но как же я ошибалась! В тюменской «Кузне» можно «пропасть» на несколько часов, и скучно не будет.

Первый в области, второй в стране

Уже на подходе к музею становится ясно, что здесь тебя ждет что-то необычное – большие кованые ворота, как в замке, множество металлических деталей – решеток, переплетений, звериных морд, а у стены «толпятся» искусные печные заслонки. Впрочем, внутри тоже есть на что посмотреть.

На сравнительно небольшой территории бывшего заводского цеха разместилось порядка пяти тысяч экспонатов – дверные замки и ключи, старинные клейма, всевозможные весы, фонари, щипцы, сундуки, швейные машинки, доспехи, оружие рыцарей и многое другое. Коллекция начала собираться постепенно с 1993 года из находок, привезенных из разных уголков страны и заботливо отреставрированных, а также из предметов, созданных мастерами музея.

Владелец музея Сергей Пронин каждое воскресенье проводит гостям основательную экскурсию и рассказывает о самом объекте – единственном музее кузнечного мастерства в Тюменской области и втором в России по величине коллекции на кузнечную тематику.

Но не подумайте, что это скучная лекция. Сергей Анатольевич любит загадывать загадки про, казалось бы, привычные вещи – например, почему у самовара труба изогнута под 90 градусов? Оказывается, чтобы дым от растопленного самовара выводит в печную вьюшку. Или показывает завитушку и спрашивает: «Что это?» Выясняется, что золотое сечение, или золотая пропорция – идеальное соотношение величин, лежащее в основе гармонии природы и человека.

Зачем голове нужны щипцы?

О каждом предмете можно рассказать историю. Но есть исключительные экземпляры, такие как почти 100-килограммовый кованый сейф с латунными вставками начала XVIII – XIX веков. У этого металлического красавчика есть целых три секрета!

Предположительно, такой железный сундук мог использоваться в армейских штабах для хранения документов – планов, карт и приказов. Также сейф, без сомнения, был востребован в госучреждениях для хранения ценностей и секретных бумаг, которые прятались в потайной отсек.

-4

В музее есть несколько экспозиции замков и ключей. Самая обширная хранится в витрине и состоит из навесных замков, начиная с XII века. А вот солидная коллекция навесных павловских замков и замочков XVIII – XIX веков.

Сегодня Павлово – небольшой провинциальный городок, расположенный недалеко от Нижнего Новгорода, а до революции это село, основанное Иваном Грозным еще в 1566 году, славилось на всю Российскую империю как столица крупнейшего кустарного промышленного района, где изготавливались висячие замки, коромысловые весы и многое другое. Кстати, они прекрасно работают и по сей день.

-5

Еще один интересный экспонат – большие кованые щипцы для колки сахара начала XIX века. Помню, мне прабабушка рассказывала, как сахар раньше производился и хранился в форме большой головы – белоснежного сладкого слитка. Весили сахарные головы по-разному: от 5 до 15 килограммов. И чтобы раздобыть себе кусочек для чая, требовалось орудие посерьезнее чайной ложечки – топорики, гильотинки и вот эти самые щипцы.

Фотография принадлежит музею.
Фотография принадлежит музею.

Кстати, последний раз в нашей стране сладкая голова высотой 20 метров появилась в продаже в 1967 году, а потом сахар стали выпускать в более удобной форме, а все приспособления для его колки превратились в музейные экспонаты.

Кузнецом может стать каждый

Сердце музея – самая настоящая действующая кузница, а изюминка экскурсий – мастер-классы в ней, где каждый желающий, даже маленький ребенок, сможет попробовать себя в роли кузнечных дел мастера.

Я, конечно, знала, что бывают женщины-кузнецы, но никогда не думала о том, что когда-нибудь сама возьму в руки молот. Удивительно, но ковка раскаленного металла – очень увлекательное и даже медитативное занятие.

Сначала, правда, даже не всегда попадаешь по изделию, но потом руки привыкают и начинают бить точно, а раскаленное железо постепенно приобретает нужную форму. «А не поучиться ли мне кузнечному мастерству?» – задумалась невольно. И решила, что я обязательно сюда вернусь и не один раз. Такие музеи – это многотомное издание, которое еще читать и читать.

Автор: Елена Сидорова