С фрагментами о строительстве Западного участка БАМа нас познакомит ветеран магистрали, известный мостостроитель Александр Викторович Зяблицев. Он был главным инженером «Мостоотряда-5». А сейчас возглавляет Красноярское отделение ОРОО «Бамовское содружество».
Спасибо за интересную подборку! Материал построен на воспоминаниях очевидцев тех событий- самих строителей легендарной стройки. Это всегда внушает доверие: никто ничего не придумал, не дописал ради красивого словца. Спасибо всем, кто сотрудничает с каналом о ветеранах Байкало-Амурской магистрали, и готовит для него свои материалы, пишет воспоминания или комментарии.
45 км западнее Братска – г. Вихоревка (1940-1950 годы)
Сусолин Михаил Григорьевич: «С дореволюционных времен жители деревни Долоново заготавливали сено с лугов, бывших на месте города Вихоревки. В устье реки Убь был создан колхоз «Веселое поле» со скотным двором и двумя избушками-зимовьями. Весной 1947 года в деревню прибыл из Тайшета представитель Озерлага с вопросом о нуждах Озерлага. Военнопленные японцы начали строить помещения барачного типа. Вольнонаемные в качестве жилья сооружали землянки.
Скоминцев Сергей Яковлевич: «… Наше строительное подразделение прибыло из Совгавани в Тайшет 8 марта 1947 года в теплушках на 92 км от Тайшета. Дальше пути не было. Разгрузились из вагонов и на машинах добирались до станции Вихоревка (269км). Выбрали место на берегу речушки Убь. Нас было 12 человек. Поставили палатку и начали готовить место для приема строителей, которые вскоре стали прибывать с семьями (В палатках жили по 10 семей)…»
Казимир Николаевич Ясинский : «Хорошо помню 5 ноября, накануне 30-летия Великого Октября. Паровозик с длинной трубой притащил со стороны Братска пассажирский вагон и три «двухоски» для торжеств по случаю укладки серебряного стыка, который был уложен на перегоне Вихоревка-Разъезд-19 (Балага) напротив карьера». На праздник первой Победы строителей железной дороги собрались не только отличники производства, но и жители окрестных деревень. Всем строителям по этому поводу было выдано по полбуханки хлеба, по целому малосольному омулю и по 100 гр. спирта.
За романтикой на край света (1970-1980 годы)
Виктория Тарасова : Молодёжь ехала сюда по комсомольским путёвкам или по приглашению. Получали «подъёмные» — два оклада и компенсацию за проезд к месту работы всем членам семьи. Мы приехали на Бурятский участок БАМа, знали, что работа гарантирована и будет предоставлено жильё. К тому же зарплата была хорошая, а отпуска — длинные. Берёшь отпуск за 2,5 года, спокойно отдыхаешь полгода и… получаешь чек на новый автомобиль.
Странно потом было читать в центральных СМИ, что БАМ строили заключённые. Рядом не было ни одной зоны, преступность была практически нулевая.
К 1978 году людей начали переселять во временное жильё — вагончики и щитовые дома без удобств. Появились и щитовые дома без фундамента, этакие полублагоустроенные малосемейки, где всё общее — огород, собаки, дети и туалет на улице.
Все эти бытовые неудобства как-то скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими сюда людьми, она привязывала к этому суровому краю. Это была комсомольская стройка, стройка века, интернациональный проект – не было межнациональной вражды и конфликтов.
Зарплата доходила до 600 рублей, в то время как средняя зарплата по стране 150 руб. Если к этому прибавить местные гастрономические чудеса — омуль, оленину, грибы и ягоды, то люди жили на БАМе шикарно.
А потом пришли лихие 90-е, разваливались предприятия…
И всё – таки здесь был Федя!
Надпись на камне: «И все-таки здесь был Федя!». Знаменитый, во время проходки тоннеля, камень на перевале Северо-Муйского хребта, рядом с зимником от Тоннельного до Окусикана. А строили БАМ коллективы со своей историей …
Северомуйский тоннель на БАМе – 15,3 км. Он строился с перерывами 26 лет. "Ленметрогипротранс","Бамтоннельстрой",«Нижнеангарсктрансстрой»… а на двух обходах - и строители всех Мостоотрядов, «Мостостроя-9», и Механизированных колонн «ЗапБАМстроймеханизации», и СУ-подразделений «Бамтрансвзрывпрома» и ЭМП, и МО-55 Мостостроя-10»…
Первый поезд по тоннелю - 21 декабря 2001 года, тоннель открыт 5 декабря 2003 года.
Спасибо, что читаете)))