(выступление Чернышёва А.К.)
В Зерновской школе я делаю всё, чтобы воспитание стало приоритетным направлением в деятельности школы. Я хочу добиться, что те ребята, которые будущие сельчане, будущие наши граждане смогли преодолеть те препятствия, которые стоять будут на их пути и изменить ход событий. Работая в этом направлении, я сталкиваюсь с тем, что сегодня трудно и становится понятно, почему великие люди России на разных эпохах, на разных столкновениях сталкивались с такой ситуацией, когда они оказывались не понятыми своим народом. И здесь становится очевидным, потому что, занимаясь огромным самообразованием, огромной работой в этом направлении, всё глубже проникая в суть этих процессов, убеждаешься, что моё видение охватывает более высокий уровень понимания.
А, как правило, с кем работаешь, он мыслит в одомашненном, узком, бытовом уровне неких вопросов. И вот через столкновение между тем, что сегодня теоретически существует мировая цивилизация, пройдя определённые этапы. Только таким образом, таким путём в воспитании можно добиться результата и тот уровень кругозора, который сегодня у большей части населения, у родителей и у части учителей. Это, конечно, огромное противоречие, из которого я не знаю, как сегодня мы будем выходить. Мне, например, сегодня очень сложно в своём коллективе, с данными людьми добиваться понимания, что теория нашего вопроса ненаучна, она бытовая, она не имеет цивилизованного начала, и мы по-прежнему в этом направлении работаем. Наша система может давать нам только люмпенов, дремучих бездельников и вандалов.
Вот здесь посмотрим на такую ситуацию. Одна из главных потребностей обеспечить себя в безопасности. И вот, на сколько нам сегодня удаётся, насколько в школе. Я не говорю, что мне не удаётся какие-то тенденции преодолевать, нам удаётся некоторые тенденции преодолевать. И я на некоторых примерах это покажу.
С 1959 по 1989 гг. через тюрьмы в нашей стране прошло 35 миллионов человек. 35 миллионов человек, это не сталинские ГУЛАГи, тогда редко кто сидел за уголовные дела. Последняя информация за 1994 г. – три миллиона официальных преступления совершено в течение года. Мы знаем, что это часть от реально совершённых преступлений в стране, 75% примерно скрытая преступность, это примерно 12 миллионов преступлений совершено в год. Сегодня цифры статистики не говорят об истинном состоянии в стране с преступностью. Но самое страшное, о чём говорят специалисты, преступность молодеет. Вызывает в обществе озабоченность рост подростковой преступности. За 1992 год в Иркутской области было совершено 5100 преступлений и самое страшное то, что большинство преступлений совершается в группах. 60% преступлений подростками совершены в группах. Взяты январь и февраль 1994 г. преступность возросла на 50%. Последних сведений у меня нет, но вы знаете, что это проблема очевидна, потому что негативный социальный фон ухудшается, и всё больше ребят оказываются выброшенными за пределы школы просто на улицы.
Серьёзные проблемы у нас возникают с семьёй. Понятно, что для того, чтобы родителей сделать своими единомышленниками в деле воспитания детей, надо с ними проводить определённую работу. Несмотря на то, что мы в этом отношении работаем, примерно 10-15% семей воспитывают своих детей в негативном криминальном направлении. В этом году я как психолог уже провёл 85 встреч с родителями. Из них примерно 20% родителей не понимают наши требования, к чему это приведёт. У меня убеждение, что как бы мы не работали с этой категорией родителей, с ними трудно. В Болгарии для тех родителей, которые не понимают эти тенденции, для них создают специальные центры, куда родителей обязывают ходить. И если человек отказывается это делать добровольно, то его принуждают к этому. Он должен усвоить те нормы поведения в воспитании, которые необходимы для данного общества.
Складывается очень серьёзная проблема, которая требует от государства на это обратить самое серьёзное внимание это на то, что школа сегодня стала в позицию, что она должна работать только с нормальными детьми, которые по своим психологическим и умственным способностям способны обучаться в такой школе. Всё остальное, что касается вспомогательных школ, трудных детей, то пусть ими занимаются другие школы. Я тоже так считаю, что в нормальном цивилизованном богатом государстве так оно и должно быть. Но, к сожалению, в России реальность совершенно другая. Мне в этом селе завтра, послезавтра жить, 10-15 лет. Когда-то наступит и преклонный возраст. И если я сегодня как гражданин не вижу перспективу на насколько шагов вперёд, и буду стремиться из школы выталкивать неудобных детей из среды педагогического воспитания, то в деревне через 10-15 лет я не пройду безопасно. Я сам не думаю о себе. Мы 6 лет назад пришли к решению, что необходимо тех ребят, которые по каким-то причинам запустили учебный процесс, не способны его усваивать оставлять в школе, работая с ними индивидуально. До сих пор в школе среди учителей по этому вопросу нет единого мнения. Многие считают, что мы не должны этим заниматься. У нас на сегодняшний день в школе три фермерских класса, они проходят школьную программу и получают специальность. Самое важное, что они находятся в нашем воспитательном пространстве. Надо сказать, что вот в этих трёх фермерских классах, с которыми мы занимаемся поведение ребят не хуже, чем поведение остальных ребят в школе. Они находятся в общей системе воспитания, а в учебном процессе подход другой требования к качеству знаний значительно снижены. Но что касается знаний, по которому учащийся получает профессию, то спрос серьёзный.
Здесь конечно проблема опять в том, что школа проявила инициативу, что школа это сделала. Ничего в этом направлении не делает ни глава администрации местной, ни глава администрации района вместе с аппаратом районо. Потому что проблем много, к техническому обеспечению мы готовы, занимаемся, как можем, программы там составляем и т. д., но с их стороны ничего не делается.
И вот сегодня, когда я об этих проблемах говорю и о проблеме трудных и о проблеме правонарушений, на уровне Красовского и его аппарата только разговоры об этой проблеме, реально ничего по этой проблеме не делается. Два года назад я встречался с губернатором Иркутской области Ножиковым Ю.А. и говорил по этой проблеме в течение 15 минут. Прислал Куницина, поговорил для видимости и всё, далее никаких действий. Иногда приходят мысли, что в нашей стране по большому счёту, люди, которые вошли во власть, не болеют за интересы страны по живому, по нормальному. Потому что столько проблем видишь, они решаемы, их можно делать, но никто не желает делать.
Вот один из примеров. Обращаюсь к местному главе по поводу того, что дети ездят на мототранспорте, сколько несчастных случаев, сколько гибнет. В Японии 40 человек подавилось, начали пить большими глотками молодёжь. Это не принято. 40 человек подавилось за 10 лет. И обязательно по-этому ведётся работа, общественность поднимается. Учат молодёжь пить маленькими глоточками. У нас в стране ежегодно гибнет 50000 человек, и когда начинаешь приводить такие цифры и говорить, что неужели непонятно, я говорю главе администрации, что проблема безопасности детей чрезвычайно важна, и она решается. Когда я был директором школы, ни один школьник не ездил на мототранспорте. У меня один школьник принёс переднее колесо от мотоцикла, пусть оно побудет пока у вас, я буду, спокоен, и когда я закончу школу, вы мне его отдадите. Никому нет интереса к этой проблеме, один по деревне ходишь, видишь подростков, которые ездят на мотоцикле, поднимаешь её. И после того, как обращаешься к главе администрации, чтобы были приняты меры, ничего не делается. Постоянно проявляется двойственность: говорим одно, а делаем другое.
Нельзя ни в коем случае отказываться от работы с проблемными детьми. Мы многое можем исправить и тем самым мы этих детей на деревне спасём. Они всё равно что-то в школе получают, а то говорят, их ничему нельзя научить. Мы в ближайшие годы можем стать вспомогательной школой. Я вижу детей, которые в последние годы приходят в первый класс от моих бывших учеников. Дети неорганизованные, не способны отвечать за свои поступки, воровство, враньё. Оно уже в генах. Дети уже рождаются такими, они предрасположены к этому.
Вот недавно руководство совхоза обратилось к нам чистить капусту у них в подвале. Я взялся за организацию этой работы, договорился с совхозом о хорошей оплате. Своему рабочему они платят 6000 рублей за тонну, я добился, что школьникам будут платить 35000 рублей. Дети трудолюбивые за час работы делали на 5000 рублей. Понимаете, отработай сегодня рабочий совхоза 7 часов, заработает 35000 рублей, в месяц миллион. Ну не снилась такая оплата. По школе, думаете, сколько нашлось – 6 человек. А сейчас говорят, создайте условия, раздайте землю, ну не будут работать. Это уже в генах, всё.
Надо всё возможное делать, потому что иначе придёт время, что нам деваться будет некуда, у нас будет тупик, что делать. За рубеж бежать. Или уходить далеко в тайгу и становиться отшельником.
Два дня назад иду по улице. Бывший ученик стоит пьяный у школы, своё богатство вытащил и на всю улицу трясёт. Сегодня единицы так сегодня по-скотски себя ведут, завтра другие к нему присоединяться. И что мы тогда будем делать с вами.
Следующая проблема. В своё время я пытался поступить в аспирантуру и пришёл туда с предложением работать по трудным. Сказал, что в школе можно разработать систему отклонений и по этим отклонениям разработать механизм, с помощью которого будет устанавливаться диагноз, и набор мер, с помощью которых можно было бы проводить корректировку в отклонении ученика. Мне сказали, что эта тема неактуальна, был такой профессор Дулов. Тема ненаучная, потому что мы идём к коммунизму, а для этого общества эта тема не будет носить проблемности. Я бросил эту затею, не стал ею заниматься. Поэтому, что касается наказания, у нас всегда было так, что кто говорит о наказании, то это уже деградированный человек, это уже не человек, который считает, что в системном подходе к воспитанию и наказание должно находится на своём месте. Наказание должно быть как лекарство. Дал ему наказание, а он снова совершает проступок, дай ему следующее наказание, но более строгое. А у нас предлагают постоянно беседовать. Сделал нарушение – поговорите, продолжает совершать проступки – снова поговорите. Домой к ученику сходите. Пять раз побеседовал, десять раз, а корректировки в поведении не наблюдается, а идёт даже ухудшение. Необходимо, после каждого отклонения пользоваться наказанием более строгим по отношению к предыдущему. И крайняя мера комиссия по делам несовершеннолетних и только тогда исключение из школы.
В нашей школе тоже не всё отработано, но много лет действует система, с которой многие согласились. Если ученик желает добровольно вместо вызова родителей в школу, отработать в школе. Мы идём им навстречу, даём отработку. Ежегодно в школе ребята отрабатывают в пределах 900-1000 часов. Отработка ни в коем случае не даётся в качестве наказания. Он сам добровольно просит одно наказание заменить другим. Однажды слышал лекцию, в которой было сказано, что в американской школе есть список наказаний, в котором есть и отработка. Указано за что даётся 10 часов работы, 20 часов, а потом исключение из школы. А вот недавно один футболист во время футбольного матча ударил болельщика, ему дали 100 часов общественных работ. У них это всё нормально, а мы всё шарахаемся. Мы желаем питаться, одеваться по-западному, а образ жизни вести, сознание своё нет, давайте по-русски вести. Какой-то парадокс. Об этом я вам рассказываю впервые, а у нас это действует много лет. И все директора, которые были после меня, с этим соглашаются. Вот здесь уже 20 листов в этом году заполнено информацией о наказании в виде отработки. Эта работа идёт через меня, чтобы не было нарушений. На одном листе отмечено 72 часа отработки, 20 листов – 1440 часов отработки. Принцип работы – все нарушения должны быть наказуемы. Так действуют в цивилизованных странах.
У нас учащиеся щелкают семечки по школе и после себя оставляют шелуху. Это унижает труд техничек. Почему он так сегодня относится. В данном случае приняли решение вызывать родителей данного ученика на административную комиссию сельской администрации или каждый день по часу работы и только у техничек, потому что оскорбил труд технички. И, как правило, выбирают работу и делают это добровольно. Сколько можно убеждать учащихся, что щелкать семечки в школе нельзя, это оскорбление труда технички. Мы находимся в ситуации уговаривания ученика. Есть Устав школы, в нём прописаны все правила и их школьники знают. В Японии любой шаг по школе прописан, как нужно делать. Купите там любую вещь, с ней будет подробная инструкция о том, что и как надо делать. Школьники у нас тоже должны знать, как они должны вести себя в такой ситуации или другой. С этими правилами их необходимо познакомить, это сделать наглядным, разместить на стендах, в уголках. В Японии не говорят, как не надо, а там всегда говорят, как надо. Идёт научение. В школе при разборе того или иного нарушения от учащихся часто слышишь, что он об этих правилах не знал. Необходимо нам хорошо усвоить, что в работе по профилактике отклонений в поведении учащихся информационное обеспечение имеет большое значение.
Вот последний случай. В журнале по школе записано, что ученик на неделе опоздал три раза. У нас опозданием считается не приход в школу за 15 минут до первого урока. Ученик должен прийти за 15 минут потому, что он должен приготовиться к уроку, учебный сектор у него должен проверить учебные принадлежности. После звонка на урок ученик должен сразу включиться в ту работу, которую ему предложит учитель. И вот я ученику говорю на дисциплинарном совете, предлагаю выбрать самому наказание, одно из них, это в течение двух недель приходить в школу к 8 часам (занятия в школе начинаются в 8:30) и отмечаться у меня. Он сказал, что готов приходить ко мне по утрам. У меня на его заведена карта. Вот, пожалуйста, два дня он приходит ко мне и отмечается. Я делаю отметку в его карте. Через две недели я думаю, что он привыкнет к новому режиму прихода в школу, и больше опаздывать не будет.
Я считаю, что глубочайшее заблуждение что слово «дисциплина» в школе стало словом ругательным. Если в государстве нет желания крепить дисциплину с низу, то это государство не способно к развитию, оно будет медленно двигаться к крушению. А я считаю, что вот когда американское государство создавалась, то его создавали приезжающие пуритане. Те, кто считал достоинством обладать такими качествами как честь, достоинство, ругательных слов не говорили, труд был в основе. Вот американскую нацию создавали такие люди, которые приехали в поисках лучшей жизни. До середины 20 века выражение «сукин сын» у них не употреблялось, потому что это было непристойное выражение. Была внутренняя самоцензура всего общества. И если сегодня дисциплина идёт снизу от народа, тогда эта нация получает возможность на развитие.
Были периоды, когда наше государство получало дополнительный импульс для развития. Но это происходило каждый раз только тогда, когда сверху происходило укрепление дисциплины. При Сталине произошла стабилизация в государстве. Почему? До потому что была жестокая ответственность сверху установлена за нарушение дисциплины. При Андропове стабилизировалось. Почему? Потому что дисциплина укреплялась сверху. При Горбачёве после пьянки положение стабилизировалось. Опять действия власти сверху. В некоторых странах за опоздание на две минуты могут уволить с работы.
У нас дисциплина может быть, если власть за неё серьёзно возьмётся сверху, внутренняя самодисциплина у многих отсутствует.
О свободе. В Евангелие сказано: «И познайте истину, и истина сделает вас свободными». Здесь у нас полная ахинея. Свобода понимается как анархия. Говорят, десять лет перестройки, чего мы достигли. Да ничего мы не достигли. Я считаю, что явное достижение есть – люди получили относительную свободу. И использование этой свободы показало, что рабство и анархия тесно связаны между собой. Если раба освободить, то это что будет уже. Анархист и его уже не успокоить. Или его в рабстве держи… Поэтому свобода и дисциплина, эти два понятия тесно связаны между собой. В японском обществе превыше всего интересы коллектива, интересы общества. Там существует система пожизненного найма. Если я устроился на работу, на фирму, то эта фирма никогда меня по собственной инициативе не уволит, кроме как за недисциплинированность. Фирма создаёт максимальные условия для своего работника, и он думает о том, чтобы фирма процветала. Свобода в правильном понимании – это внутренняя свобода. Внутренняя свобода – это самодисциплина, это внутренняя самоорганизация
Я по школе изучаю уровень собранности, ответственности у школьников. Беру 5-ый класс, я с ними работаю уже три месяца. В классе 21 человек. После проведения у них 8 уроков по граждановедению, делаю срез их дисциплинированности. На уроке у 14 человек нарушения – 60%. Дневник забыл, план не составил, тетрадь забыл. Продолжаю работать, через две недели снова провожу контроль, вновь 14 нарушений. Стоим на месте. Ненаучены они, никто с ними не занимался, никто не отрабатывал. У них уже в привычке неорганизованность. Мы все питаем иллюзии, что выйдем к новому обществу. Но ведь воспитание идёт через передачу нравственного опыта, не на словах, не по книжкам, а на личном примере. Пожалуйста, назовите сегодня человека, который готов жертвовать, готов учить личным примером. Остались ли сегодня те бескорыстные люди, служители совести, порядочности, истины. Мы что верим, что новую личность создадим по книжкам, по журналам. Только учитель сегодня, только администрация школы сегодня должна стимулировать. В рейтинг по школам не включается то, что представляет трудности для педагогов школ: чтобы учащиеся школ не курили в открытую, когда они приезжают в нашу школу на спортивные мероприятия, чтобы не ездили на мототранспорте по улицам сёл и посёлков. Вот они истинные показатели, а не в том, что надо сделать хорошими кабинеты. Кабинет можно сделать хорошим, нанять художника, пригласить мастера, родителей. Не там работаем, не там, где душа шлифуется, а какие-то побочные, не самые главные. Поэтому проблема нравственно-духовного возрождения нашего общества я считаю утопична. Я не вижу вокруг себя тех людей, кто мог бы сегодня из школьников воспитывать зрелых личностей.
Вот ещё случай. Школьник, ему 12 лет, совершил 400 краж, сколько он ещё может совершить и 500, и 600, потому что в 12 лет его нельзя привлечь к ответственности. А если он начнёт воровать с 7 лет. Разве это правовое государство. Разве может быть такое в государстве, такая дикость. Там говорят, что мы такой закон не можем принять, другой не сможем принять. Страна полностью разворована, в стране криминальный беспредел, а они сидят. Никакой гибкости, нежелание действовать. Поэтому сплошь и рядом этой властью созданы тупики.
Сейчас работаю над тем, что если школьник рядом делает нарушение, и ты ему не сделал замечание, ты несёшь такую же ответственность за нарушение. Если ты нарушителю сделал замечание, а он на это не реагирует, ты обязан о нарушении сказать администрации школы или учителю, чтобы они могли остановить нарушителя.
Мы мечтаем о том, что в России должно появиться гражданское общество. Когда появляется гражданское общество, это когда по горизонтали люди начнут друг друга контролировать. Помните, мы говорили, что японец обязательно сообщит в соответствующий орган власти о нарушителе. Какие они нехорошие, плохие. В Сингапуре, российский корреспондент, когда узнал, что 70% сингапурцев контролируют друг друга и сообщают обо всех нарушениях, то по нашим понятиям это очень плохой человек. А он корреспонденту говорит, я, что должен ждать, когда его преступные в будущем против меня обернутся. Я лучше с его отклонениями от норм правильного поведения сейчас буду бороться, чем ждать, когда из него вырастет преступник, и действия его бумерангом обернутся против меня. Вот мы и дождались преступления в школе. А мы стояли в стороне и просто делали вид, что работаем с нарушителями. Пусть он сам думает о себе, это его проблемы. Я всем говорю, вот моя была свобода когда-то, но она как шагреновая кожа сокращается и скоро она дойдёт до моего двора. Скоро в моём дворе у меня не будет свободы, когда во двор ко мне придёт рэкет. Недавно прочитал, что одна преступная группа испытала, что на них накатил рэкет, их арестовали, в тюрьму посадили. В следственный изолятор вместе с начальником тюрьмы пришли и их здесь достали. Уже сегодня одну преступную группу доят другие две преступные группы. Криминальное поле уже сплошь, делить нечего, начинается процесс деления того, что уже когда-то было поделено. Если не будет гражданского общества, то это гибель государства. Но гражданского общества сегодня даже близко нет.
Давайте честно говорить, скажем, давайте в с. Зерновое создадим орган местного самоуправления. Кто пойдет сегодня на общественных началах решать проблемы села. А мы сегодня питаем надежду на участие народа в самоуправлении. Я с большим уважением отношусь к Солженицину, который предлагает в России воссоздать земства, но что-то я в этом очень сомневаюсь. Нет людей, которые придут работать в земства, потому что преступность стала таковой, настолько она всех придавила, что принципиально решать вопросы люди боятся. Скольких честных и принципиальных людей уже поубивали.
Александр Зиновьев, наш философ, который эмигрировал за границу, он пишет о русском народе следующее: «Наш народ стал предателем, он предал тех, кто ради него принёс себя в жертвы, предал своих потомков, предал сотни миллионов людей на планете, смотрев на него как на образец и защиту».
И ещё одна мудрость, о которой я постоянно говорю: «Дай Бог мне сил изменить то, что я могу, мужества принято то, что не могу изменить и мудрости отличить одно от другого».
По школе я веду еженедельно политинформацию. Возглавляю политический сектор. Собирается информация за неделю. С помощью ребят я установил контроль за тем как проходит политинформация по классам, её качество. Вот здесь в этой папке я храню материал, что касается работы политического сектора.
Как психолог в своём журнале я уже заполняю 131 страницу, на каждой странице примерно по 20 дел, совершённых мною. Как классный руководитель я веду дневник работы, уже заполнены 23 таких страницы. Работа с директором школы 20 страниц, работа с завучем, организатором. Вот в этих папках собраны наблюдения за ребятами, всё фиксируется, всё отмечается. У нас в школе ведётся дежурным классам «журнал поведения учащихся по школе». В этом журнале отмечаются нарушения, совершённые учащимися. Ребята дежурят в основном добросовестно. В последнюю неделю было 16 нарушений, предпоследняя 8 нарушений. Это опоздания, сменная обувь, поведение в коридоре, семечки. С начала года мы всего совершили таких нарушений 447. Ведется, учат по классам, по конкретным ученикам. Итак, такой учёт за несколько лет. Здесь и активность учащихся, правонарушения и активность на селе.
С целью развития потребностей здоровых у детей, я в этом году провёл конкурс «Лыжня зовёт». Победителем конкурса стал один из самых трудных учеников по школе, у нас учиться в третьем классе - 500 км. Второе место занимает мальчик, который живёт у бабушки, прошёл более 400-т км.
Веду туристический кружок, в этом журнале вся информация по кружку. Веду шахматный кружок в школе, провёл индивидуальное первенство по школе, сейчас готовим командный турнир. В комнате психолога имеются шахматы и шашки. Учащиеся постоянно в свободное время играют в них.
Как школьный психолог активно работаю с учителями, добиваюсь, чтобы они прониклись той болью, которую я переживаю. Регулярно встречаюсь с учащимися.
Рабочий мой день начинается в 8 часов утра и заканчивается в 8 часов вечера. Вся работа построена системно. Но её эффективность ограничена по причине, что такой системы нет в районе, и на уровне главы администрации района. Поэтому впредь мы будем выделять огромные деньги на машины, милицейские рации, на дополнительное увеличение сотрудников милиции. Но ситуации у нас как со Змеем Горынычем. Ему одну голову отрубили, а три головы выросло. А мы эти головы в школах порождаем. Деньги должны идти в школу на тех людей, которые активно работают, которые доказали, что они очень успешно работают и в своей работе имеют высокий результат в направлении корректировки отклонений у учащихся. А на общественных началах редко кто будет работать.
Мой опыт работы по предупреждению отклонений в поведении учащихся может быть использован. Его использовал Барашов С.В. в Лоховской и Пушкарёв Ю.Ю в Балухарской, работая директорами школ, отмечали несомненный результат положительный. И в нашей школе эта система использовалась дважды: Я с 1975 по 1988 г был директором школы, затем этот опыт утратили. С 1991 г. этот опыт работы стала использовать Молоткова Тамара Николаевна. И снова тот же положительный результат. Если будет системный подход в работе с ребятами, мы будем вы пускать из школ ребят пусть не совсем образованных, но воспитанных. И это самое важное. А мы идём к тому, что в некоторых школах г. Иркутска родители нанимают милицию. Учитель приходит в школу, и милиция их охраняет. Чем же раньше учителя занимались. Они как страусы уткнулись в образование, олимпиады выигрывают. Это не самое главное, главное – воспитать нормального человека. А если человек друг почувствует необходимость в образовании, он его всегда получит. Когда после педучилища я почувствовал необходимость знаний, я их получил заочно. И не чувствую себя ограниченным в знаниях по сравнению с теми, кто их получал очно. Если есть тяга к образованию, то форма его получения не влияет на качество знаний.
В данной папке не ведётся учёт за учащимся начальных классов. Но как только кто из учащихся начальных классов совершает проступок, то попадает в поле моего внимания, я начинаю на его собирать материал.
У нас есть великолепная форма контроля за поведением учащихся на уроке – это дневник класса. Результаты по дневникам классов учитываются в общешкольном соревновании.
Есть в школе личные дневники, которые вручаются отдельным учащимся, которые требуют более системного контроля. Я как директор школы после того, как сделал вывод, что поведение учащегося становится опасным, вручаю ему личный дневник. В котором на каждом уроке, каждый учитель выставляет ему две оценки: за поведение и подготовку. Расписывается в этот день классный руководитель за то, что ученик на всех уроках подавал личный дневник. Дома расписываются родители за то, что они познакомились с тем, как их сын провёл день в школе и утром расписываюсь я. Если ученик получает за неделю общую оценку «5», то дневник с него снимается. В этом году только трём ученикам было предложено вести личный дневник. Один из них отказался, его собираются вести на районную комиссию по делам несовершеннолетних. Один ученик вёл целую неделю и моментально исправился, получил от меня общую оценку «5». А другой ученик личный дневник вёл 4 недели, я его освободил от ведения дневника, но отец сказал, что мне удобен такой контроль и ещё пусть ведёт.
Работая классным руководителем, я выставлял общую оценку работу ученика за неделю. Если хоть раз за неделю записан в дневнике класса, оценка «2», если записан в школьном журнале за поведение оценка «2». Если не ходил в библиотеку оценка на бал снижается, если не выполнял поручение по школе, оценка на балл снижается, если не посещал спортивную секцию, оценка на балл снижается. Каждую неделю каждому ученику я выставляю три оценки: за поведение, прилежание, ведение ученика, родители дома в дневнике расписываются и выставляют оценку за домашний труд. Вот такая система.
Два месяца назад я пришёл к директору школы и сказал, что я прошу меня освободить от классного руководства в 11-ом классе. Я свою миссию выполнил. До тех пор, пока шло развитие, я себя чувствовал на месте. Мы подошли к такому состоянию, как ракета взлетает, есть запас топлива, она выйдет на такую орбиту, есть больше топлива, ракета выйдет на более высокую орбиту, ещё больше, она на планету Марс полетит. Пока моих усилий хватало в работе с учащимися класса, я их вывел на одну орбиту. Сейчас наступил такой момент, что на более высокую орбиту я их вывести не могу. Социальная среда их тянет назад. Они мне сказали, что к тому рубежу, к которому я их зову, они не хотят идти, что так жить невозможно. Мы будем жить по обстоятельствам. А вы знаете, что личность идёт прямо и проходит мимо обстоятельств. А не личность идёт по жизни зигзагообразно от обстоятельства к обстоятельству. Я сказал, что ни один ученик 11 класса личностью не желает быть.
Чернышев А.К.
с. Зерновое
1996 г.