После ослабления ковидных ограничений начали оживать авиаперевозки. Растет спрос на билеты, значительная часть которых сейчас оформляется в электронно-цифровой форме. Особенности налогового учета расходов на приобретение электронных авиабилетов отмечены в письме Минфина России от 15.01.2021 № 03-03-06/1/1448.
Общие нормы
Финансисты напомнили о том, что хотя приобретаемые авиабилеты и электронные, но правил документального подтверждения расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете никто не отменял.
Каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Для целей налогообложения прибыли расходы должны быть документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).
Структура электронного билета и что он удостоверяет
Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме, то чем подтвердить расходы на его приобретение? Для ответа на этот вопрос Минфин России обратился к приказу Минтранса России от 08.11.2006 № 134 . Этим документом установлены формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации.
Электронный пассажирский билет удостоверяет договор перевозки , в котором информация о перемещении пассажира представлена в электронно-цифровой форме.
Структура электронного билета включает в себя, в частности, маршрут-квитанцию и электронный полетный купон. Маршрут-квитанция – это выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
Маршрут-квитанция – документ строгой отчетности (п. 2 приказа № 134). Она применяется компаниями и ИП для проведения наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
Маршрут-квитанция помимо сведений о пассажире, о рейсе и перевозчике содержит данные об итоговой стоимости перевозки.
Электронный полетный купон наряду с прочими сведениями содержит статусы о прохождении регистрации и о том, что посадка на борт пассажира произведена. Имеются сведения и о распечатке купона.
Итоговый вывод финансистов такой: при покупке билета в электронной форме оправдательными документами являются сформированная маршрут-квитанция с указанием стоимости перелета, а также посадочный талон , подтверждающий перелет пассажира по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Роль посадочного талона
В приказе № 134 посадочный талон не упоминается. О том, что такой документ выдается пассажиру при регистрации в аэропорту, , сказано в федеральных авиационных правилах (п. 84) (утв. приказом Минтранса России от 14.01.2019 № 7). Посадочный талон, оформленный в электронном виде, содержит штрихкод, который считывает устройство информационной системы аэропорта. Поэтому электронный посадочный талон используется только при наличии в аэропорту информационной системы. Именно посадочный талон дает право попасть на борт самолета. В аэропорту электронный посадочный талон можно показать с экрана телефона, планшета или ноутбука. А вот для бухгалтерии его нужно распечатать.
Пассажир может:
- распечатать посадочный талон самостоятельно;
- получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта.
Предположим, что штампа в посадочном талоне нет (или талон утерян). Как быть в этом случае? Распечаткой только электронного билета расходы на перелет не подтвердить (постановление ФАС Уральского округа от 25.10.2013 № Ф09-11046/13 по делу № А47-10866/2012 ).
Самый популярный иной способ подтверждения факта воздушной перевозки – это справка, содержащая необходимую для доказательства полета информацию . Справку (заверенную выписку о совершении полета) выдает авиаперевозчик или его представитель (письма Минфина России от 28.02.2020 № 03-03-06/1/14640, от 13.01.2012 № 03-03-06/1/11).
В ситуации же, когда штамп не был проставлен, а справку получить не удалось, налогоплательщик вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письмо Минфина России от 18.12.2017 № 03-03-РЗ/8440).На распечатке должны быть четко видны штрихкод и QR-код.Посадочный талон, в том числе электронного авиабилета, полученный при электронной регистрации на рейс, содержит соответствующие реквизиты. Они подтверждают факт потребления пассажиром услуги воздушной перевозки. Таким реквизитом, как правило, является штамп о досмотре, который проставляют на документарном посадочном талоне.Иные способы
В письме № 03-03-06/1/1448 финансисты отметили, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы. Тем самым НК РФ не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.
Чем же еще можно подтвердить факт перелета хотя бы косвенно?
По мнению экспертов, факт перелета можно подтвердить таможенными отметками в загранпаспорте. Этот способ эффективен при полетах в дальнее зарубежье.
Некоторые считают, что при наличии билета в крайнем случае можно сослаться на счет гостиницы, оформленный на того же работника, на которого оформлен авиабилет. Способ спорный, но, согласитесь, если сотрудник проживал в иногородней гостинице, каким-то образом он туда добрался.
На этом предложения заканчиваются. Так что наличие посадочного талона со штампом на сегодняшний день – лучший подтверждающий документ.
Подтверждение оплаты
В заключение напомним о необходимости сохранять документы, подтверждающие оплату электронного авиабилета:
- чеки ККТ и БСО (при оплате наличными денежными средствами);
- слипы (при покупке с помощью банковской платежной карты), чеки электронных терминалов (при оплате банковской картой, держателем которой является подотчетное лицо (при оплате банковской картой без использования веб-сайтов));
- подтверждение оплаты банком.