Любой дирижабль начинается с эллинга. Так уж сложилось, и это видимо правильно, что место хранения и обслуживания самолетов называется ангар, а дирижаблей - эллинг. Хотя эллинг это больше морское понятие.
Задумав свою модель дирижабля на 10 м3 (о чем рассказано в предыдущей части) я вполне логично задумался об эллинге для него. Все таки 6 м длины - это очень немало, да и десять кубов гелия выпускать каждый раз - очень накладно.
Очень удачно для этого мне подвернулся загородный участок в деревне Путилово, который я называю "дача". Там ничего нет, только бытовка и несколько деревьев. Все огорожено хорошим забором, есть электричество - вполне себе подходящее место. Размер примерно 20х60 м. Изначально это выглядело примерно так:
Геометрия.
Эллинги для дирижаблей, как правило, имеют высоту больше чем ширину, кроме тех случаев, когда они предназначены на несколько аппаратов. Озадачившись максимально возможным диаметром в 2 с лишним метра я стал рисовать поперечное сечение эллинга:
Вроде как все просто - всего лишь несколько линий - но эстетика этого изображения мне не понравилась. Посмотрев на ломаные крыши домов так же подивился изрядной уродливости (на мой субъективный взгляд). Тогда поступил просто - взял правильный многоугольник в Нанокаде и из него сделал геометрию.
Имея опыт установки бытовки над землей, для эллинга я выбрал примерно ту же схему - вкопанные в землю металлические опоры, на которых устанавливается все сооружение. Помимо отсутствия фундаментных работ появляется дополнительный объем, закрытый от осадков, где можно хранить материалы. Кроме того, даже для маленького дирижабля потребуется газовое хозяйство. Возможно это будут мягкие газгольдеры из толстой пленки с минимальной газопроницаемостью, куда будет переливаться гелий для длительного хранения. Для этих газгольдеров необходимо будет место, и оно достаточно удачно просматривается под эллингом.
Размеры 3х9 м в плане для возможности размещения шестиметровой модели и мастерской 3х3 м. Пиломатериалы имеют длину 6 м, с небольшим допуском, потому это послужило дополнительным фактором для выбора модуля размера в 3 м.
На производстве изготовили нужное количество опор.
Это все было сделано летом 2019 года, но на этом все и остановилось - в выходные почему то находилось куча других дел - от хозбыта до парапланерных полетов - эллинг был задвинут на задний план.
Зима 2019-2020 года оказалась очень теплой и я решил проверить некоторые технологические аспекты строительства эллинга - так сказать, потренироваться. У меня было некоторое количество материала - приготовлено для смежного с соседом забора - профлист, стойки и пиломатериал. Но забор сделал сосед, материал остался. Так же были бетонные блоки от бытовки (она у меня на опорах) и щебенка - привозил для установки бытовки.
Взяв за основу схему ангара, я "откусил" от него кусочек в 3 м. Немного уменьшил высоту. Получилось так:
Затем стал продумывать технологию изготовления. Была доска 100х25 мм, электрическая цепная пила, аккумуляторная. Решил, что буду собирать арки, затем опиливать. Примерно так:
Далее сделал основу. Подсыпка щебня и блоки. на них - каркас основа из брусков 100х50 мм - что было.
На "домике маленького архитектора" я понял, как делать не надо - трамбовать землю до того как верх опор связан - не надо.
Каркас собрал, выставил, раскрепил. Затем на весенние каникулы приехал из Питера Даник и мы с ним все это закрыли профлистом.
Основные особенности и аспекты строительства будущего эллинга я примерно понял - как надо делать, а как не надо. И на этом данную постройку забросил - использовал ее как навес от дождя.
В тренировочных и бытовых целях сделал "домик маленького архитектора":
Осенью, когда закончились парапланерные полеты и выходные стали опять совершенно не занятые, я вспомнил про эллинг, и про экспериментальный навес. Для эллинга купил некоторое количество пиломатериала, профлист (этот раз правильный профлист и сразу в размер). Экспериментальный "недострой" решил превратить в зимнюю беседку, куда можно будет поставить печку - живой огонь это всегда приятно. Для этой беседки в магазине мир дерева купил дверь и окна.
Затем последовала обшивка вагонкой снаружи, что бы максимально защититься от осадков - осень переходила в дождливую фазу.
Затем, ближе к холодам сделал черновой пол.
Затем я установил дверь, изготовил и поставил печку с красивой теплоизолированной трубой (про это есть отдельная статья - Моя металлическая печка), провел некоторые испытания печки. Но "топить улицу" неблагодарное дело - беседка состояла из большого количества щелей. Потому я занялся теплоизоляцией и внутренней обшивкой. К сожалению, этот процесс я никак не фиксировал на фото. Там так же было много нюансов, которые я учту при строительстве эллинга. Промежуточный результат внутренней отделки виден на этом видео - Моя бытовая металлическая печка. Пока нет пола - только черновой.
Несколько фото, снятых позже:
Вернемся от беседки к основной теме - к эллингу. Осень была плотно загружена строительством большого ангара в Курской области (про это надеюсь рассказать отдельно), потому, несмотря на то, что в этом сезоне не было традиционного выезда в Бир и мы не стали участвовать в московской выставке по деревообработке, эллинг был оттеснен на задворки.
Тем не менее, еще летом я покрасил все опоры кузбасс-лаком, примерился к месту установки ангара. Затем, уже глубокой осенью выполнил разметку, стал устанавливать стойки. Для этого буром делал ямку на глубину опорной площадки на стойке - примерно. Остальное забивал небольшой кувалдой.
Затем все связал бруском 100х50 мм.Уже вовсю активничали заморозки и даже иногда морозы, но земля замерзнуть не успела.
Потому, дождался нужной погоды, когда был уверенный плюс. И все ямки тщательно утрамбовал. В таком состоянии строительство эллинга застала зима. Я планировал в течении зимы неспешно изготовить арки - 7 шт. и может даже установить. Но зима в этом году оказалась гораздо более морозная и снежная, нежели предыдущая, и чего либо делать на открытом воздухе было проблематично. Кроме того, закрытый полиэтиленом пиломатериал завалило таким количеством снега, что доступ к нему оказался очень затруднен.
Эта часть получилась почти не дирижабельная. а скорее дачно-строительная. Но в любом деле подготовительные работы часто тянут на добрую половину от всего объема работ, а то и больше.
Другие статьи этой тематики можно найти здесь: Содержание канала.