Знакомство с настоящей статьей даст Вам ясное представление о том, как удалить отзыв о работодателе на сайте. Всё здесь! На сегодняшний день такой запрос получил широкое распространение в юридической практике. И, кстати, не на ровном месте. В интернете большое разнообразие различных сайтов-отзовиков, специализация которых в следующем – создать благоприятную среду для размещения обиженными работниками гневных отзывов о "плохом" работодателе. Многие из них, разумеется проплачены конкурентами, написаны на эмоциях, откровенная клевета и полное несоответствие действительности: отрицательный эффект на деловую репутацию работодателя колоссальный.
Данная статья с текстом решения суда и ответом Роскомнадзора доступна на нашем сайте по ссылке.
Как итог, работодатели обращаются в те самые интернет-площадки с требованием удалить отзывы сотрудников , а те в ответ не теряются и предлагают услугу (!) за немалые деньги по удалению данного отзыва со своего же собственного сайта. Фактически, они на этом и зарабатывают. А самое главное – заплатить для удаления отзыва далеко не гарантия. Тот же самый отзыв может появится на этом сайте еще раз и затем распространиться на другие площадки.
Мы – противовес всей этой незаконной деятельности, а она подчеркнем, незаконная однозначно. Выход есть – мы помогаем работодателям удалять такие отзывы оперативно и, самое главное – законно и навсегда. Услуга по удалению отзывов разработана с учетом нашего опыта и включает в себя следующее:
- Анализ правовой ситуации клиента;
- Уведомления автора отзыва/администратора сайта;
- Разработка искового заявления, жалоб, иных документов, отстаивание позиции в суде;
- Взаимодействие с Роскомнадзором.
Стоимость комплексной услуги 75 000 рублей, срок – в зависимости от вашей ситуации, но не больше 3-х месяцев с судом. Во многих случаях дело ограничивается только одним из этапов, и стоимость, соответственно, будет меньше.
Давайте проясним, как работает механизм по удалению негативных отзывов, но обращаем внимание, что универсального алгоритма, чтобы удалить отзывы работников , нет, все будет зависеть от характера правонарушения и действий сторон. Не всегда Роскомнадзор будет принимать жалобу к рассмотрению и действовать в защиту, так как она элементарно может быть вне зоны его полномочий.
Большинство отзывов, размещаемых работниками на различных сайтах, сопряжены с тотальным нарушением действующего законодательства. Почти всегда целый букет (физические лица нехорошо знают законы):
- нарушение правомерного режима использования персональных данных;
- распространений сведений, не соответствующих действительности;
- распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
- нарушение авторских прав.
Что это значит? Это значит, что мы можем оспорить и удалить отзывы работников на основании закона.
Есть несколько этапов, почти всегда обходимся без суда:
- Обращение к администрации сайта/к самому сотруднику, если известен, но они, как правило, действуют анонимно;
- Обращение в Роскомнадзор с жалобой;
- Обращение в суд для установления факта недостоверности распространяемых сведений.
Если известен работник, который оставил негативный отзыв, то можно обратиться к нему напрямую, направляем претензию с требованием удалить отзывы о работодателе, так как есть нарушение закона. Так как большинство из них не хотят намеренно нарушать чьи-то права, то они в этом плане отличаются исполнительностью. Но зачастую, подобные сайты – кладезь незаконных отзывов, и «точечное» обращение к самим работникам – не очень хорошая стратегия. Здесь, как и почти во всех иных сферах, воздействовать следует на источник – сам сайт.
Основной и обязательный этап – обращение к владельцу сайта с требованием удалить отзывы о работодателе. Как правило, и они идут на встречу, так как понимают, что их бездействие может привести к ответственности. Но не обойтись без тех, кто стоит на своем.
Рекомендуется отразить следующие положения в обращении:
- Факт наличия неправомерного отзыва на его сайте;
- Суть нарушения (перечислены выше);
- Основание ответственности;
Это самое хорошее поле для того, чтобы разгуляться и приукрасить все те последствия, которые наступят при неудовлетворении требования об удалении отзыва. Может быть разное: возмещение убытков, блокировка сайта Роскомнадзором (карательный эффект впечатляющий, мы, кстати, «осадили» таким образом несколько сайтов), штрафы и так далее.
- Обязательно отразите ссылку на отзыв или скрин, припугните судом и установите срок на ответ. Мы не советуем ждать ответ более 3 дней.
Как узнать администратора сайта
Обратиться можно к следующим сервисам.
Единственный нюанс: владельцем сайта может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо. Если физическое – то сервис не предоставит нам его данные, так как они являются персональными. Тогда понадобится адвокатский запрос регистратору доменных имен. Тут уж, чтобы удалить отзывы сотрудников , не обойтись без юридической помощи.
Если площадка все-таки не реагирует, нужно будет обращаться в Роскомнадзор. Здесь уже не просто обращение, а официальное письмо-жалоба на бездействующий сайт. За климатом в сети «Интернет» следит именно он.
Пишем жалобу, где излагаем фактические обстоятельства дела. Этап серьезный по той простой причине, что уже необходимо писать официальную жалобу в госорган. С соблюдением всех реквизитов, с грамотным изложением сути дела и с доказательственной подкрепленностью.
Тогда Роскомнадзор берет всё в свои руки: самостоятельно обращается к владельцу сайта с просьбой удалить отзыв сотрудника, самостоятельно подготавливает исковое заявление (если нужно) и материалы дела в защиту заявителя, самостоятельно участвует в судебных заседаниях. В общем, все делает за нас. С нас требуется только качественное заявление как этакий спусковой механизм для начала всей процессии.
Но самый лучший результат, который может нас ожидать по итогу – блокировка сайта и, как результат, внесение такового в реестр запрещенных сайтов. А такое полномочие как раз есть у Роскомнадзора, именно по его решению сайт блокируется. Сейчас, например, заблокировать сайт можно и без суда, и решение Роскомнадзора – самодостаточный для этого документ, являющийся основанием для нежелательной блокировки.
Он Вас обо всем уведомляет.
Есть случаи, где не обойтись без суда, так как именно в судебном порядке нужно будет установить некоторые факты для движения дела дальше. Такой порядок, например, предусмотрен при:
- признании недостоверными распространяемых сведений;
- признании сведений, порочащими честь, достоинство или деловую репутацию.
Законодатель предусмотрел основания ответственности – распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (что повсеместно при размещении негативных отзывов). Так как в нашей статье речь идет больше про отзывы работников, то для нас будет иметь, в том числе, значение влияние на деловую репутацию юридического лица. Единственное, есть сложность в возможности натолкнуться на субъективную оценку работника (мнением), которая не является правовым основанием для удаления, так как не признается нарушением. Юридического значения данная конструкция не имеет, юрист сразу это разграничиваем. Юрист в данном отношении полезен, потому что он сумеет разграничить чье-то субъективное мнение от указания на конкретные утверждения. Здесь, кстати, все просто, и даже не нужен специалист. Если те или иные утверждения можно доказать, то они подпадают под действие нормы, а значит являются неправомерными.
Вот выдержка из решения суда тех отзывов, которые мы признали недостоверными.
Другое популярное нарушение, делающее отзывы незаконными – неправомерное использование персональных данных работодателя тоже карается законом, а сейчас, кстати, такое нарушение получило еще большее ужесточение, так как в интернете сплошь и рядом используются персональные данные для разных целей. Плюс, под ними можно понимать все что угодно. Если работник негативно отзывается, допустим, о генеральном директоре, а не о самой компании, в которой он работал, то есть высокий риск «нарваться» на ответственность. У нас им посвящена отдельная статья.
Удалять отзывы о работе приходится и в ситуации, когда отзыв оставили сотрудники компании-конкурента. Все это действо – результат так называемой недобросовестной конкуренции, чтобы понизить спрос потребителей на Ваши услуги или работы, переманить клиентов на свою сторону и вообще убрать с рынка.
Это важно учитывать, так как даже при должном отношении к сотрудникам, при создании созидательной благоприятной среды и наличии профессиональной этики Вы можете стать жертвой негативного отзыва со стороны конкурента.
У нас есть опыт составления подобных жалоб, когда недобросовестные интернет-площадки в итоге были заблокированы. Например, крупнейший сайт с миллионной аудиторией www.orabote.ru . Чтобы не брать кота в мешке, вы можете ознакомиться с нашей судебной практикой по данной категории дел. И они, кстати, изощрились и создали схожую другую площадку www.neorabote.net , которую мы тоже успешно заблокировали.
Профессиональный юрист берет на себя задачу по взаимодействию с самим сайтом, с судом, с Роскомнадзором. Процедура удаления, как видите, непростая и не универсальная, в каждом случае нужен индивидуализированный подход. Негативные отзывы могут привести к самым нежелательным последствиям, и те, кто вовлечен в бизнес-процессы, это очень хорошо понимают, поэтому важно удалять такие отзывы быстро с минимумом затрат.