Найти тему
Секреты для мамочек

Учимся играть с ребёнком. 3 уровня сотрудничества в игре

Давайте рассмотрим варианты Вашего поведения в игре с ребёнком. О важности игр для ребёнка можно почитать в статьях «Должны ли Вы играть с детьми?» и «С какой целью играет ребёнок?».

Нужно сказать, что, играя с ребёнком, Вы можете придерживаться одного из трёх уровней сотрудничества. Одновременно на всех трёх уровнях нельзя находиться, но необходимо стремиться сохранить способность к движению в зоне каждого из них.

1. Ищем в себе ребёнка (давайте играть так, как если бы мы играли сами)

Попытайтесь высечь из себя частичку ребёнка, образ которого вы носите в себе, который живёт своей жизнью. Выбирайте такие формы игр, которые подходят также и для Вас, вызывают чувства радости и благополучия.

Одна мамочка предложила своей дочери вместе искупаться в ванне. Дело было зимой, и обеим очень хотелось лета и тепла. И ребёнок, и взрослый переоделись в купальники и были в равной степени активными. Такое занятие получилось радостным и для дочери, и для мамы.

Что же означает поиск ребёнка в себе? Это готовность к функционированию на эмоциональном уровне, испытание мира на основе чувственного опыта, использование энергии и проявление творчества. А Вы часто ведёте себя таким образом?

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

2. Ищем в себе взрослого (давайте играть так, чтобы дарить и получать)

Делайте то, что приводит Вас в восторг! Это очень просто: никто не говорит Вам, чтобы Вы занимались только конструктором, чтением, прятками и т.п. Предложите ребёнку то, что увлекательно и интересно для Вас.

Здесь речь идёт скорее об интеллектуальном очаровании, в меньшей степени – об эмоциях, но положительные эмоции являются следствием действий, выполняемых с увлечением и заинтересованностью.

Расскажите ребёнку о своих хобби, о той сфере, в которой являетесь специалистом, делитесь с ним своими умениями, которые Вы сами в себе цените.

Общение с мастером с ранних лет является для ребёнка приятным сюрпризом, который может стать в будущем основой для его мечтаний, надежд и стремлений.

Очень важно во время передачи знаний говорить с ребёнком доступным, простым, понятным, но передающим суть дела языком. В подобных случаях Вы и сами кое-что усвоите для себя. Интересно, что детские вопросы нередко стимулируют Ваше творческое мышление, не ограниченное схемами и техническими возможностями. Они могут стать источником интересных идей и важных предложений.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

3. Ищем в себе родителя (играем так, чтобы передавать ценности, воспитывать, показывать «путь»)

Родитель нужен для запретов, указаний, выбора предпочтений, передачи жизненного опыта, поэтому во время игры устанавливайте правила, которые соответствуют признаваемым Вами ценностям.

Помните, что нельзя строить игру таким образом, чтобы её условия противоречили установкам ребёнка. Если Вы играете в забивание мяча, то учите забивать мяч. Если начинаете говорить неправду, то учите врать.

Во время игры деритесь подушками, смейтесь от радости, а не над кем-то, придерживаясь правил честной игры.

В роли родителя Вы несёте ответственность за безопасность игры как физическую (внешнюю), так и эмоциональную. Вы можете этого достигнуть, исключая из неё процесс оценивания.

Воспринимайте ребёнка как представителя человеческого рода и рассказывайте ему о ценностях поведения, а не людей. Обеспечьте свободу действий и не забывайте оказывать «отстранённую» помощь – такую, от которой можно будет немедленно отказаться, если ребёнок в ней не нуждается.

Старайтесь не вести игру, а общаться таким образом, чтобы не ставить ребёнка, его поведение в зависимое положение от себя и от своего присутствия.

Ребёнок должен оставаться самостоятельным и независимым даже тогда, когда игра увлекательна, а её пора завершать.

Ориентация на результат и на процесс

В играх нередко существует ориентация на конечный результат (эффект), что приводит к ощущению принуждения. Такое ощущение вызывает страх, злость; оно является причиной напряжения, восприятия игры как тяжёлого труда, который можно завершить лишь тогда, когда выступление, домик, рисунок будут отличными, вызывая аплодисменты среди наблюдающих. Такая игра становится грустной, ведь она напоминает тяжёлую, изнурительную работу ради минуты похвалы.

Ребёнок в этой игре утомляется. Не всегда диплом или пожатие руки является для него достаточной мотивацией для продолжения игры. Об этом часто забывают работники домов культуры, ориентированные часто только на результат, «оттачивая» пластичность воспитанников, истязая их многократными репетициями, в то время, когда ребёнок должен отдыхать дома.
-3

Многие взрослые, профессионально связанные с воспитанием и обучением детей, не понимают, что можно просто играть с ребёнком, не ожидая от игры никаких явных результатов. В таких играх ничего не повторяется, не закрепляется, не познаётся; нет лепки, рисунков, макетов. В них присутствуют движения, реакции, живые эмоции: смех, чувство безопасности, принадлежности, эксперименты с поведением, которого ещё стыдятся в обычном мире и которое вызывает волнение и беспокойство.

С точки зрения добра и личного развития ребёнка – это очень и очень много.

Следовательно, функционируя на уровне родителя, не запрещайте ребёнку играть «без смысла», кататься, валяться на полу, петь одну и ту же песенку, прыгать, передвигать что-то, стучать.

Помните, что это, с одной стороны, необходимая форма реагирования и выражения чувств, а с другой, одновременно получение ориентации в мире и ощущение превосходства над своим окружением.

Какой уровень сотрудничества в игре с ребёнком Вы выбираете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

-4