Как-то потихоньку и незаметно технологии виртуальной реальности сегодня перешли из разряда хайповых новинок в стадию зрелости, с четким пониманием и делением что есть что и зачем используется.
Видео версия обзора на нашем канале
Этот рынок наряду с дополненной реальностью растет каждый год в среднем на 50%, и, по мнению аналитиков IDC будет расти с той же скоростью минимум до 2024 года.
Причем, уже сейчас произошло и достаточно четкое деление типов задач, для которых виртуальная реальность нашла свое применение. Вот так мы играем, так путешествуем с эффектом присутствия и полного погружения, а так тренируемся на VR тренажерах, или получаем новые навыки в ситуациях и на объектах, на которых в физической реальности еще не бывали.
Чтобы вы понимали масштабы изменений отмечу что в 2018-м американский Wallmart задействовал сразу 17 000 VR -очков Oculus для обучения сотрудников для более чем 5000 магазинов по всему миру.
VR позволяет даже проектировать и разбирать 3 D модели сложнейшего оборудования, так, как будто оно уже реализовано в нашей, физической реальности, хотя зачастую это лишь создаваемый прототип, который как раз отрабатывается и совершенствуется с применением таких технологий.
Почему же все это так хорошо интегрируется с виртуальной реальностью? Да просто такой формат дает возможность максимально быстро погрузиться в центр событий, «телепортироваться» в любую часть космоса, оказаться на концерте любимого исполнителя, изучить строение атома или оптимизировать конструкцию новой подводной лодки.
Плюс ко всему, такой опыт обеспечивает более глубокое и точное усвоение материала, а также дает возможность примерить ситуацию, которую сложно/дорого или вообще невозможно осуществить в реальной жизни.
Теперь об оборудовании, с которым сегодня тоже стало намного понятнее и разнообразнее, а само оборудование подстроилось под определенные задачи. Например, при покупке VR шлема нужно отталкиваться именно от круга задач, для которых он будет применяться - только игры, обучение или иные задачи. В зависимости от этого он может быть сильно хорош в чем то одном, и уступать в чем-то другом.
Так, например, Playstation VR - узкоспециализировнный шлем для игрушек под платформу playstation , который даже в голову не придет использовать их для НЕ игровых коммерческих целей. Д ело в том, что набор опций там задан и ограничен самой Sony и не предполагает установку приложений от сторонних разработчиков.
А еще VR -очки принято делить также на подключаемые и автономные. Первые полагаются на мощность компьютеров с которыми их соединяет хвост и имеют бОльшую производительность, зато вторые абсолютно самодостаточные, и это тоже важный тренд последнего поколения.
Ну и наконец, виртуальные технологии уже шагнули за рамки персональных VR шлемов, превратившись в комнаты виртуальной реальности, где созданный мир находится вокруг тебя спереди, по бокам, сверху и снизу, а перемещаться по нему можно в прямом смысле этого слова, хотя это пока очень дорогие проекты для тех, кто может себе это позволить для решения определенного круга задач.
В большинстве же случаев достаточно использовать индивидуальные VR -очки, и об одном из таких гаджетов мы сегодня поговорим.
Итак, какая характеристика для погружения в виртуальный мир является в большинстве случаев ключевой, чтобы мы там не смотрели, и чем бы не занимались - очевидно это качество визуализации, которое бы максимально стирало грань между создаваемым миром и реальным.
На это напрямую влияет качество картинки, и естественно разрешающая способность средства отображения. В случае с виртуальными комнатами это яркость и разрешающая способность проекторов, а в случае с индивидуальным VR шлемом - качество встроенного в него дисплея, который находится перед глазами.
Рынок универсальных VR -очков, в основном, поделен между парой игроков, названия которых у всех на слуху - это Oculus и HTC, и естественно, каждый новичок, который пытается зайти на этот растущий рынок должен предложить что- новое и необычное.
Одним из таких игроков является компания Skyworth, почти не знакомая русскому уху, хотя это один из топовых китайских производителей бытовой техники, в частности сегмента премиальных OLED телевизоров для местного рынка.
Естественно, что каждый игрок, который пытается зайти на этот растущий рынок VR , должен предложить что-то новое и необычное, чтобы выделиться. Так вот Skyworth , представив автономные очки виртуальной реальности S 1, сразу замахнулась, ни много - ни мало - на пьедестал первенства по одной из ключевых характеристик -а именно разрешению выдаваемый картинки.
Здесь оно 4 K , то есть 3840 пикселей по горизонтали и 2160 по вертикали на оба глаза, и на сегодняшний день это один из самых, если не самый высокий, показатель на рынке.
Для сравнения самая свежая модель Oculus Quest 2 оснащается экраном с более скромным разрешением 3664х1920 пикселей, то есть, разрешение здесь выше примерно на 18%, а по сравнению с HTC Vive Pro разница еще больше – в той гарнитуре используется экран разрешением 2880х1600, то есть здесь Skyworth S 1 превосходит уже на 80%!
Что касается реальных ощущений, могу сказать, что пиксели, из которых состоит картинка в Skyworth , все еще различимы, хотя, безусловно, чувствуется существенный скачок в качестве.
Где это будет заметнее больше всего? - естественно при просмотре видео высокого разрешения, снятого на панорамные камеры с разрешением 8к и выше. Skyworth S 1 принимает такое 8К видео для воспроизведения довольно комфортно, и благодаря высокому разрешению дисплея оно будет выглядеть максимально близко к оригиналу.
Кстати, насколько мне известно, возможностью проигрывать панорамное видео 8К по состоянию на начало 2021 года могут похвастаться только Oculus Quest 2 и вот этот Skyworth S 1. Большая часть остальных автономных VR- гарнитур способна проигрывать видео с разрешением максимум 5.7К, то есть в 1,7 раза меньше, чем здесь. Здесь я имею в виду разрешение 2 D видео.
Если же говорить о 3 D видео, как в кинотеатре с поддержкой объема сцены. Такая картинка обрабатывается с гораздо большими затратами ресурсов и намного сложнее, но даже в этом случае S 1 поддерживает ее воспроизведение вплоть до разрешения 5.7К, тогда как подавляющее большинство других VR -очков может проигрывать 3 D ролики с максимальным разрешением не более 4К.
Для этого, помимо матрицы высокого разрешения S 1 имеет весьма неплохую по меркам такого рода устройств начинку. Он (кстати, как и Oculus ) работает на OS Android , но под своей программной оболочкой SkyUI , а в качестве мозгов выступает 8-ми ядерный процессор от Samsung - Exynos 8895, 4 гигабайта оперативной памяти и 64 гб постоянной - то есть, по сути, средней руки смартфон, оптимизированный для узко специализированной задачи.
Если вспомнить про панорамное 8К видео, стоит отметить, что весят такие ролики достаточно много, и 64Гб встроенной памяти на этом фоне смотрятся бледно.
Однако, на нижнем торце предусмотрен слот для карточек microSD , емкостью до 256 Гб с помощью которых можно снять эти ограничения, что особенно важно для некоторых корпоративных проектов.
К тому же с помощью карты памяти можно быстро менять контент для воспроизведения в шлеме под разные задачи, не тратя время на перенос материалов во встроенную память.
Само собой здесь есть wi - fi для сетевых подключений, причем двухдиапазонный, с поддержкой частоты 5ГГЦ, и привычный Google Play Market или магазин приложений от HTC - Viveport , для загрузки любых приложений и игрушек, уже установленные youtube , twitch и браузер firefox - если вдруг вам придет в голову побродить по обычным сайтам, не снимая этой штуковины, весом 320 граммов с головы. На самом деле, вес не большой и ощущается вполне комфортно. И это примерно на 200 граммов легче того же Oculus Quest 2.
Кстати, если вы обратили внимание, S 1 автономен, а это значит у него собственный аккумулятор, имеющий емкость 3500 mAh , которого хватает примерно на полтора часа автономной работы.
Для обмена файлами с компьютером и зарядки используется разъем microUSB , расположенный рядом с аналоговым выходом на наушники.
У S 1 есть два встроенных направленных динамика, расположенных на уровне ушей и спрятанных за боковыми креплениями головного ремня, так что подключение наушников не так уж и обязательно, но если вы хотите более полного погружения в VR сцену, лучше всего это делать в наушниках, причем в стерео.
Особенностью многих VR гарнитур, и S 1 не исключение, является то, что их линзы имеют фиксированное положение, и их нельзя подвигать вперед или в сторону для подстройки под индивидуальные особенности лица.
На самом деле оптика здесь настроена так, что если вы четко видите картинку окружающего мира, также четко это будет передаваться и там. Это значит, что мне, как человеку, которому очки корректируют четкость окружающего пространства, нужно нырять в шлем их не снимая, благо места для этого тут предостаточно - ничего ни где не жмет и не давит.
Единственный нюанс может возникнуть - из-за межзрачкового расстояния, и для некоторых людей такое среднее положение между линзами будет либо слишком мало, либо наоборот велико.
Понятно, что таких индивидуальных нюансов в реальной жизни не очень много, поэтому очки с фиксированным расположением линз достаточно распространены.
Для управления внутри VR сцены используется 1 3 DOF контроллер, оснащенный 3-х осевым гироскопом, отслеживающим положение головы и кнопками управления.
В отличии, от некоторых других решений, где таких контроллеров 2 - под каждую руку, разработчики Skyworth используют только один контроллер, но зато, оснастили сам корпус тремя кнопками управления, для тех случаев, когда использование контроллера неудобно или неуместно - скажем на выставке или во время обучения, чтобы неопытные пользователи не совершали случайных нажатий на пульт (что на самом-то деле является порой большой головной болью).
Если вам все же нужны 2 контроллера, это совсем не проблема, поскольку к Skyworth S 1 можно подключить комплект из 2-х контроллеров Nolo VR CV1, получив при этом 6 степеней свободы, включая перемещение в пространстве.
С таким арсеналом, благодаря встроенным Play Маркет и Viveport , на S 1 можно и поиграть, благо в этих магазинах приложений имеется уже довольно много VR игрушек. Заходим под своей учеткой, скачиваем и наслаждаемся, однако это не главное.
И тут, кстати, мы подошли к самому интересному - к тому, для чего и кого создавались эти VR -очки? Сам производитель позиционирует их, как эффективный корпоративный инструмент для решения множества образовательных, развлекательных, маркетинговых и даже медицинских задач.
Прежде всего, это просмотр панорамных видео высокого разрешения, когда качество картинки критически важно, например для реалистичных виртуальных путешествий, присутствия на концертах или посещения музеев в любой точке мира, для знакомства сотрудников с оборудованием и объектами, на которых они не еще бывали, или виртуальных уроков в школах, когда ученики отправляются в путешествие по солнечной системе, не покидая пределов класса.
Дизайнеры с помощью VR -очков могут удаленно представлять свои проекты заказчику, гостиницы и строительные компании - показывать свои объекты потенциальным клиентам, а психологи – даже проводить эффективную терапию- сегодня VR технологии применяется и для этого.
Ок, с панорамным видео понятно – крутим головой смотрим и погружаемся. Второй момент - интерактивное обучение в виртуальной реальности с обратной связью. В этом случае ты уже являешься непассивным наблюдателем, а участником событий.
Так работают различные тренажеры, где обучаемый должен как-то взаимодействовать с окружением, нажимать на кнопки, крутить ручки брать и перемещать предметы.
Для этого пишутся специальные приложения, чаще всего на Unity , которые затем инсталлируются в VR -очки и используются в зависимости от заданного сценария и сценариев таких может быть миллион.
Именно автономность, высокое разрешение картинки, кнопки управления на корпусе, слот расширения для карт памяти и возможность устанавливать внешнее ПО, делают этот шлем универсальным для многих бизнес-задач.
Теперь о цене. С учетом заявки на уникальность по части разрешения получаемой картинки, назвать Skyworth S 1 бюджетным решением язык не поворачивается. В розницу этот гаджет обойдется почти в 60 тысяч рублей, хотя на уровне цен современных флагманских смартфонов цифра эта выглядит совсем не заоблачной.
На фоне конкурентов выходит весьма любопытно. Главный и основной, конечно же Oculus Quest 2 , сопоставимый по многим характеристикам, стоит прилично дешевле - 300 долларов, или около 40 т.р., но цена эта только для физических лиц и розничных покупателей. Oculus делает это намеренно, понимая, что может заработать на этих клиентах, когда те будут регулярно покупать игры и приложения.
А вот версия Oculus Quest 2 Enterprise , предназначенная для компаний, которым необходима установка своих кастомных приложений и которые могут больше никогда даже не зайти в магазин приложений Oculus за новыми покупками, обойдется уже в 800$, так что цены можно считать в целом сопоставимыми, если бы не одно НО - VR гарнитуры Oculus сейчас официально в Россию не поставляются, что конечно же неприемлемо для заказов гос. сектора и крупных коммерческих проектов.
А у тех же Skyworth и HTC , например, с гарантией и официальными поставками все хорошо, и возможно эта игра нюансов поможет вам сделать правильный выбор...
Более подробная информация о VR-очках Skyworth S1 на сайте официального дистрибьютора Skyworth в России – https://skyworth-vr.ru
#vr очки #VR