Кто не слышал специфических сказок, которые шепотом рассказывают друг другу дети? Они как две капли воды похожи одна на другую: всюду есть запрет и нарушение его детьми, за которые потом расплачивается вся семья. Например, типичная страшилка. «Мама велела детям купить мыло. Однако “земляничное” просила не покупать. Дети пришли в магазин, вспомнили про “земляничное” мыло и купили его. А вечером шторы на окнах превратились в страшные зеленые руки. Они окутали каждого члена семьи и задушили всех». Рассказывается это, с позволения сказать, литературное произведение обычно перед сном, в детской компании. У слушателей волосы встают дыбом. Каждый из детей легко представляет себя в такой роли.
Детский фольклор взывает к взрослым и несет определенную информацию, которая может быть полезной для понимания детского восприятия.
Особенность детского восприятия – дети не слышат частицу «не». В данном случае они запоминают что-то про «земляничное» мыло. А потому и покупают его. Но в реальности бывают трагичные ситуации: родители говорят, что дорогу нельзя переходить в неположенном месте. Родитель должен произносить инструкцию в положительном ключе: «Переходи дорогу по пешеходному переходу». Инструкция четкая и недвусмысленная. Часто дети попадают в сложные ситуации именно по причине полученной ими неадекватной инструкции.
Каждый раз, когда родитель говорит ребенку: «Не делай то-то», – он сообщает о том, что не хочет, чтобы ребенок что-то совершал, но ничего не упоминает о том, что нужно и как правильно делать. Поэтому лучше сразу говорить, что ожидается от ребенка. Например, вместо: «Не разговаривай в школе» лучше сказать: «Выслушай внимательно, что говорит учительница, а потом перескажешь. Мне будет очень интересно». Вместо: «Не дерись с Васей» лучше сказать: «Попробуй поиграть с Васей с твоей новой машинкой».
Стоит прислушаться к тому, что мы говорим, чтобы понять, почему ребенок так упорен в своем поведении.
#велес #психология #ребенок #родитель #воспитатель #учитель #дети #страх #детскиестрахи #психолог