Найти в Дзене

Мировое древо как ось мира

Оглавление

Мировое древо — мифологический архетип , вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с загробным миром.

Во многих культурах мира существовало своё представление о мировом древе. Поэтому в данной статье будет рассмотрен вопрос отражения данного мифологического образа в фольклоре разных народов.

Иггдрасиль.

Одним из самых известных представителем мирового древа является — Иггдрасиль. У древних германцев существовало представление о вселенной как ясене исполинских размеров, который даёт начало 9 мирам:

Верхние миры — небесные:

  1. Асгард — мира асов
  2. Ванахейм — мир ванов
  3. Альвхейм — мир светлых эльфов

Средние миры — земные:

  1. Мидгард — мир людей
  2. Ётунхейм — мир великанов
  3. Муспельхейм — мир огня

Нижние миры — подземные:

  1. Свартальвхейм — мир карликов цвергов
  2. Хельхейм — мир смерти
  3. Нифлхейм — мир тьмы и холода

Иггдрасиль покоится на трёх корнях. В Младшей Эдде один из корней уходит к асам в Асгард, второй — к инестым великанам в Нифльхейм, третий — в Ётунхейм. Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд («прошлое»), Верданди («настоящее») и Скульд («будущее»), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — источник Хвергельмир («Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.

Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель под одним, под другим исполины и люди под третьим.
Рататоск белка резво снует по ясеню Иггдрасиль; все речи орла
спешит отнести она Нидхёггу вниз.
И четыре оленя, рога запрокинув, гложут побеги: Даин и Двалин,
Дунейр и Дуратрор.
Глупцу не понять, сколько ползает змей под ясенем Иггдрасиль:
Гоин и Моин — Граввитнира дети, — Грабак и Граввёллуд, Офнир и Свафнир, — они постоянно ясень грызут.
Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль: корни ест Нидхёгг, макушку — олень, ствол гибнет от гнили.
Старшая Эдда, Речи Гримнира

Мировое древо у славян.

Мировое дерево — в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — нижний мир, ствол и ветви организуют земное пространство.

Вырастало одно дерево
Одно дерево лавровое
Сколь высокое, столь красивое;
Корни его в земле,
Ветви его в солёном море,
Вершина его в синем небе.
Болгарская песня.

Образ мирового дерева характерен для славянских колядок, русских загадок заговоров. Ср. загадку о дороге: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит»; этот образ объединяет разные — вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога) координаты мира. Характерен также мотив срубания дерева в славянских колядках в связи с мощением мостов для проезда Овсеня, Нового года, ; в болгарской колядке приводится «самоописание» мирового дерева:

Я сама, мама, злато деревце.
Злато деревце плодоносное,
Что растёт аж до неба,
Ветви опускает аж до земли,
Листья раскрывает мелким бисером,
Цветы выпускает бела серебра,
Плоды рожает чиста золота,
Чтоб сошёл по мне младой бог…

-2

Мировое дерево воплощает не только пространственные, но и временные координаты, о чём свидетельствуют приведенные мотивы колядок, где мировое дерево превращается в дорогу во время главного календарного (новогоднего) празднества. В русской загадке: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» и т. д. говорится о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах мировое дерево помещается в центре мира, на острове посреди океана («пуповине морской»), где на камне Алатыре стоит «булатный дуб» или священное дерево кипарис, берёза (в частности, перевернутая вверх корнями), яблоня, явор и т. п.

-3

В свадебном фольклоре и песнях — образ мирового дерева воплощал плодородие живой природы, дерево жизни: в кроне свивает гнездо соловей, в стволе — пчёлы, приносящие мёд, у корней — горностай, выводящий малых деток, или обитают сами молодые, стоит супружеская кровать; возле «трехугодливого» дерева стоит терем, где происходит пир и приготовлены «медвяны яства» (мёд — пища бессмертия во многих традициях). В восточно-славянском фольклоре образ мирового дерева непосредственно связан со свадебным обрядом: жених должен ставить коней не у «несчастливого дерева» калины, а у счастливого явора, где пчёлы приносят мёд, стекающий к корням, чтобы напились кони, у корней обитают бобры, в кроне — сокол и т. п.

Общим для восточных и южных славян можно считать мотив вражды — «перебранки» между змеем у корней мирового дерева и птицей на вершине: змей грозит сжечь дерево, на котором вьёт гнездо птица, — вероятный фрагмент эсхатологического мифа о мировом пожаре.

Мировое древо у коренных народов Америки.

Среди различных коренных народов также существовало понятие о мировом древе. Например, в Центральной Америке мировое дерево являлось воплощением четырёх сторон света, которые также служат для представления четырёхсторонней природы центрального мирового дерева, символической Оси мира, соединяющей подземный и небесный миры с земным. Данные образы отыскиваются в художественных и мифологических традиций многих культур, таких как майя, ацтеки, исапа, миштеки, ольмеки и других.
У майя роль центрального мирового дерева в мифах и изображениях выполняла сейба. Ствол дерева представлял собой вертикально расположенного каймана, чья кожа образовывала колючий ствол дерева

-4

Мировые деревья сторон света также связаны с четырьмя временами года в мезоамериканских календарях и цветами и божествами сторон света. Восток был красный, север — белый, запад — чёрный, а юг — жёлтый. В этой системе также существовал и пятый «угол», центр, который ассоциировался с сине-зелёным цветом. К мезоамериканским кодексам, которые включают эту ассоциацию, относятся , кодекс Борджиа и кодекс Феджервари-Мейера.
Земля же поддерживалась четырьмя старыми богами — павахтунами, точнее четырьмя формами одного бога. Небо также поддерживалось четырьмя богами — бакабами , а по другой версии — четырьмя деревьями разных видов и соответствующих цветов. В этой системе в центре росла сине-зелёная сейба. Майя часто сажали в центре поселений деревья сейба, которые символизировали эту связь.