Еще раз на эту тему, хотя уже и писал, но вопросы возникают и возникают.
Что такое интеллект все понимают по-разному. Не буду делать обзор, приводить мнения. Просто дам свое толкование. А вам уж – соглашаться или нет…
Начнем с материального. Физиологическая основа интеллекта – нервная система, главное в которой – головной мозг. Но и другие ее части имеют значение – физиологи утверждают, что и система пищеварения имеет свой мозг и умеет принимать решения в соответствии со своей специализацией (одна из статей на эту тему ). Многие решения, связанные с движением, балансом, пространственной ориентаций, выбором среды, еды, цветов и любимого человека принимаются нашей нервной системой самостоятельно.
Следовательно, можно говорить о физиологическом интеллекте (интеллекте тела).
В нашем мозгу бесконечно прокладываются и стираются разные нейронные дорожки и по ним неосязаемо нами пробегают электро-био-химические процессы, стихийно формируя различные впечатления, образы и решения на основе полученной ранее информации («утро вечера мудреней», эврика, озарение) это, назову его так, подсознательный (неосознанный) интеллект. Он есть и очень хорошо, что он есть, особенно для творчества.
Ну, а поскольку мы – люди, то поднимаясь над физиологией нервной системы, мы осознаем проявление деятельности нашей нервной системы – психику и целенаправленно с учетом наших потребностей начинаем ее использовать в своей жизни – это собственно интеллект (осознанный интеллект). Степень осознания (осознанности, просветления) у разных людей разная.
Далее применим функциональный подход исследования (надо же – наука!) и выделим в интеллекте три функции:
1. Операционная (производственная), которая крупно включает в себя субблоки: познание, обучение, применение знаний. А субблоки включают в себя блоки – восприятие информации, память, мышление…, и отдельные процессы – концентрация, деконцентрация внимания, запоминание, забывание, припоминание, анализ, синтез … – такая вот иерархия. Результат операционной функции интеллекта – какой-то нематериальный (информационный) продукт. А какого он вида и для чего предназначен – это зависит от специализации деятельности человека: у инженеров свой, а у художников свой... Это определяет специфику операционного блока интеллекта.
Часто интеллект ограничивают операционной функцией. Но есть еще две.
2. Управляющая 1 рода (административная). Представим себе завод, производящий какую-то материальную продукцию, например, кастрюли (или другую по вашему выбору). Хозяйственная деятельность завода состоит из двух частей: производственная (ее осуществляют цеха) и управленческая (администрация завода). Без второй первая превращается в хаос. Это еще древние люди заметили в своем домохозяйстве. А Фредерик Тейлор создал современную научно-практическую промышленную базу (вот здесь можно про него почитать https://ru.wikipedia.org/wiki/Тейлор,_Фредерик_Уинслоу).
Также и в нашем «ментальном заводе (психо-заводе) – интеллекте – осуществляется управление операционной (производственной) деятельностью: выбор на чем сосредоточиться (ее направление, объект и предмет) рассредоточиться, переключиться, охватить; что запомнить, забыть; о чем помыслить… Мы осуществляем контроль, мотивацию операционной интеллектуальной деятельности, прогнозируем и планируем ее. В какой степени – это другой вопрос – уровень развития интеллекта индивида.
3. Управляющая 2 рода – метакогнитивная (мышление о мышлении). Это следующий уровень осознания своей психики – управление технологией, методами, способами, стилями интеллектуальной деятельности (как операционной, так и управленческой 1 рода).
Если рассмотреть реальный завод, то управляющая интеллектуальная деятельность 2 рода на нем проявляется как управление технологиями – методами, способами, приемами, ноу-хау работы, как операционной, так и управляющей. «Как делаем?» – это основной вопрос. И понятно, что соответствие применяемых технологий предмету нашего производства («как делаем» должно соответствовать тому, «что делаем»), совершенство (качество, степень умения) их применения, поддержание технологий производства и управления на современном уровне обеспечивает качественный и экономически эффективный результат. В противоположном случае – моральное устаревание производства и печальный результат.
Так и в интеллектуальной деятельности – «обмозговывая» что-либо, нужно мониторить ментальный процесс и включать в него наиболее подходящие методы, способы работы с информацией, переходить от одной технологии мыслеработы к другой, совершенствовать их применение, создавать ноу-хау. Тогда качество и производительность интеллектуальной деятельности будут высокими, а интеллектуальный продукт – тот, что нужно, т.е. он будет соответствовать нашим потребностям, целям, развивать первоначальную идею до совершенства. Такие ментальные умения – это высокая степень осознанности интеллекта, это значительный наработанный ментальный опыт.
Рассмотрим и другой пример. Предположим, что я – поэт Печкин. Написание стиха – операционная деятельность. Управленческая – выбор темы, формы (стишок – поэма, серьезный – юморной), вида стихотворного размера (ямб, хорей…), вида рифмы, организация вхождения в творческое состояние... А вот третьей функции интеллекта может и не быть (впрочем, и второй, если стих пришел в голову сам). А если она есть, то я управляю мыследеятельностью: как, каким способом сформировать метафору, сравнение, гиперболу… То есть я осознаю как я мыслю в стихосложении и как можно еще это делать по другому и, соответственно, перехожу в другой способ мышления.
Инструментом метагокнитивной интеллектуальной деятельности является рефлексия – умение отстраниться от себя, посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои ментальные (психические) процессы.
В итоге получается, что интеллект – это способности нашей психики выполнять ментальные функции (иначе говоря, интеллектуальную или ментальную деятельность) трех видов:
– операционную – производство информационного продукта;
– управленческую 1 рода – управление производством информационного продукта;
– управленческую 2 рода – управление технологиями (методами, способами, приемами, умениями, навыками) операционной и управленческой первого рода функций интеллекта.
Ну, вот – как-то так… Хотя как сказал Сухов: «Восток – это тонкое дело…». Грубыми словами его не опишешь (печалюсь)…
Люди добрые! Если есть возможность - внесите лепту в спасение жизни детей: Горбачева Арина, Саттарова Амалия, Волкова Милана.