90-е годы – сложный период в истории нашей страны. Я в начале 90х по семейным обстоятельствам оставила работу переводчика довольно интересную и неплохо оплачиваемую. Но подрабатывала частными на который бы большой спрос так как было много достаточно много уезжающих в другие страны. Не смотря на трудности, многие родители почему-то считали своим долгом нанять репетитора по иностранному языку своему ребёнку.
В 90е возникали и прогорали многие бизнесы. Образование не осталось в стороне. Появилось, много платных вузов, по-моему, сначала они были негосударственными. Они представляли интерес как для будущих студентов и их родителей – можно было поступить практически без экзаменов, только оплатив некую сумму, так и для преподавателей – в государственных вузах платили очень мало, а в платных вузах зарплаты были гораздо интереснее. Многие преподаватели государственных вузов с удовольствием подрабатывали в платных вузах – лишняя копейка никому ещё не помешала.
Почему они все прогорели? Моё мнение – из-за неправильно подобранного контингента студентов. Если родители смогли поднять необходимую сумму денег, это ещё не значит, что, во-первых, их ребёнок хотел именно эту специальность получить (на вожделенную могло денег не хватить - мне об этом сами студенты рассказывали) или не учитывалось, что кроме желания и наличия денег у родителей у студента должны быть способности и какая-то база знаний. Вот с этим у студентов платных вузов была проблема. Многие из них и в школе кое-как учились, и в вузе особо не парились. Были уверены, что их не отчислят – вузу не выгодно терять деньги. Я поработала в парочке таких вузов. В первом из выше упомянутых вузов был даже свой колледж. Принимали после 9 класса и за 1 год давали как программу 10-11, так и 1 курса. Естественно, что такой «аттестат» был действительным только для данного института. Пройдя за 1 год программу 2 школьных лет + 1 вузовского года обучения, они поступали сразу на 2-й курс. На лингвистическом факультете учились, естественно, почти одни девочки. Были хорошие и даже способные, но были и оторвы. Настоящие пэтэушницы. Представляю, как плакали от счастья их школьные учителя, узнав, что они ушли из школы. Если хорошие девочки не давали им списать, они их могли избить.
Я не поставили зачёты двум самым наглым потому, что они почти все мои занятия просидели в столовой и на зачёте не смогли вообще ничего ответить. А после того, как одна из оторв замахивалась на меня стаканчиком с кипятком в столовой в отместку за несданный зачёт, а деканат в ответ на моё заявление только разводил руками, я уволилась.
В другом негосударственном вузе я преподавала на факультете журналистики. Каково же было моё удивление, что некоторые студентки, обучающиеся на этом факультет, не знали даже ни одного названия ни одной газеты или журнала, издающегося в нашей стране. А в те годы (я там встретила миллениум) интернет не имел такого распространения и не имел такой популярности, и люди активно читали прессу. Интеллигентные люди, я имела в виду. В одной группе у меня были одни москвичи или точнее будет сказать почти одни москвички (девушки были весьма своеобразными и не стеснялись говорить, что деньги за их учёбу внёс «папик», c которым они могли запросто укатить на недельку –другую на какие-нибудь Мальдивы в разгар семестра), а во второй… Можно я не буду называть бывшую советскую республику? Никого не хочу обидеть. В любой национальности есть хорошие и плохие люди, умные и не очень. Нельзя судить о целой нации по отдельным лицам…
Сотрудники этого института не поленились съездить в эту республику. Извините. Уже страну. Навешали объявлений с обещаниями золотых гор. Ну не гор, конечно, а очень комфортабельного общежития с бассейном, фитнесс залом и чуть ли не отдельной комнатой для каждого студента рядом с самим институтом. И главное – оказаться студентом московского вуза, к тому же без вступительных экзаменов! Ребята попались на удочку!
Не стоит и рассказывать насколько обещания расходились с действительностью! Это был просто шок! Здание института, как мне рассказывал один из старожил, (ВУЗ просуществовал несколько лет) было выкуплено у находящейся рядом в больницы. Раньше в нём был морг. Не знаю, правда это или нет (сотрудник мог оказаться и шутником), но аура там была нехорошая. Частыми были склоки как между студентами, так и между преподавателями, так и между студентами и преподавателями. У меня там было по несколько пар в день, и я брала с собой йогурт (столовой там не было), но прикоснуться к еде, находясь в этом здании, даже если была очень голодной, и пила свой йогурт в автобусе, занимая место за водителем.
По знаниям эта группа была разношерстной - кто-то знал английский язык хорошо, кто-то знал не просто плохо, а очень плохо, но их объединяло одно – нежелание учиться. Программа и учебники ещё оставались советскими. (Об их замене «весёлыми картинками» я вам расскажу в следующей части статьи). Требования были жесткими и выполнить их было так сложно также как и научить чему-то. Они не за
этим приехали в Москву. Тусили от души, чего не скажешь об их учёбе. Однажды чуть не сорвали мне урок. Я объясняла грамматику,
а они один за другим ныряли под стол и через несколько секунд выныривали с абсолютно круглыми от удивления глазами. Было такое впечатление, что под столом находился только что туда приземлившийся инопланетянин, а они один за одним ныряли туда, , чтобы взглянуть на него. Наконец удалось отнять у них это чудо из чудес. Каково же было моё удивление, что этим предметом оказалась… губка
для обуви, придававшая ей блеск без гуталина.
Я еле дотянула до конца семестра и уволилась.
Когда я узнала, что эти оба вуза лишили лицензии, я очень порадовалась за наше образование.