Вокруг предпринимателей и их деятельности много спекуляций. Не знающие или знающие о бизнесе понаслышке судят резко и резво: «Конечно, он владелец (завода, магазина, отеля, салона красоты и т.д), понятно, что деньги сами текут ему в руки». Таким ответить просто: передать вам этот объект, посмотрим, что с ним будет через пять лет. Не говоря уже о том, что стать владельцем бизнеса (создать его) не так просто.
Сразу отведем в сторону все доводы, связывающие бизнес исключительно с криминальными, полукриминальными, коррупционными — прямыми и опосредованными (блат) — схемами. Безусловно, они имели, имеют и будут иметь место, пока существует капитализм. И помним слова про преступления в погоне за прибылью из« Капитала» Маркса. Оставим это за скобками. При прочих равных: почему один — успешный бизнесмен, а другой — нет?
Пишу о том, что знаю, сам занимался бизнесом 25 лет. Видел, как создавались и развивались, или разорялись компании, в том числе и банки, естественно, знаком со многими предпринимателями. С олигархами, сколотившими (употребим такое слово) состояния в 90-х, хорошо знаком не был, хотя с некоторыми встречался. Но не они определяют бизнес-среду. Так что речь о других, о тех, которые создавали свой бизнес с нуля, развивали его, а многие бывало, добившись успеха, переключались на другой — и опять удачно. Как так выходит: у одних получается, а у других — нет?
Недостатка в объяснениях нет, сколько книг написано, сколько курсов предлагается: учись Филиппок, постигнешь законы «бизнеса» — и станешь бизнесменом с большой буквы. Как в фильмах показывают. Да вот помогает ли все это?
Почему-то обычно не приходит в голову, что занятие бизнесом требует особого таланта, определенных творческих способностей. Как, собственно, любая «творческая» деятельность. Почему в кавычках? Да потому, что к бизнесу такой атрибут обычно не применяют, а к другим областям — запросто. Вот музыкант творит, художник творит, даже блогер — и то творит. А уж как творят в салонах красоты! Нового человека сделают, сотворят. Не так ли?
Я использую этот термин — талант, даже творчество (пусть звучит чуть высокопарно), чтобы подчеркнуть: такая деятельность (по-современному активность) создает что-то новое, не слепо следует шаблону. [ Чувствуете насколько лучше и точнее русское слово «предприниматель»? Сравните «бизнесмен» — деловой человек. ] И в этом смысле успешный предприниматель (ну, ладно, все привыкли — бизнесмен) — тот, кто сделал (создал, реализовал) что-то новое. Не обязательно что-то супер, или неизвестное дотоле, но всегда новое, в смысле — отличающееся от того, что было. В данной области деятельности, в данном районе (географическом) или в целой стране, а то и в мире. Масштаб таланта может быть разный, конечно, но присутствовать — должен. У предпринимателя есть талант — чутье на новое, востребованное, «на деньги», как бы неприятно это не звучало. Это главное!
Аналогия с композиторами. Сколько их... И каждый творит, т.е. создает что-то новое: симфонию, музыку к фильму, звуковое сопровождение рекламы, мелодию для телефона. Есть известные композиторы — и не очень, но все создают. (В скобках: знаю про плагиат, заимствования, прямое копирование. Чуть ниже.) Так же и в бизнесе. Масштабы разные, но везде что-то новое. А плагиат — он как и в искусстве, долго не работает, скопировать можно (идею, организацию деятельности, структуру), но добиться серьезных результатов на этом поприще нельзя. Копия хуже оригинала. Конечно, возможно и развитие идеи — и успешное, может быть даже более успешное (в денежном эквиваленте), чем оригинал. Но это именно что РАЗВИТИЕ, а не слепое копирование, плагиат. И это — творческий процесс: перенести идею в новую область (производственную, географическую и пр.). Известен пример суперуспешного переноса идеи: автомобильный конвейер скопировали со скотобойни. Что, в этом переносе был чистый плагиат? Или глубокое осмысление идеи и ее новая реализация? Кстати, в серьезных статьях об изобразительном искусстве можно почерпнуть много интересного о знаменитых картинах: кто первый придумал сюжет, сколько художников (на протяжении веков!) его «копировали». При этом «копии» могут быть известнее «оригинала». Но скопирована идея, сюжет — а не сама картина! Да и в литературе аналогичная ситуация.
Но ушел в сторону. Главный тезис — в бизнесе присутствует элемент творчества, следовательно, должен наличествовать соответствующий талант. А если его нет, то посещай — не посещай бизнес-школы, читай от корки до корки книги «Как стать миллионером» — толка не будет. Как и окончание человеком консерватории не гарантирует, что он станет композитором. Да, музыку писать он сможет — только какую? Есть ведь и примеры компьютерной музыки, полностью сочиненной — давайте по современному! — искусственным интеллектом (а попросту специальной программой, слушал такую музыку еще лет 30 назад). Хотя в консерваторию не поступишь не имея слуха, не примут, все-таки отбор существует. А в бизнес-школу — пожалуйста! Что же удивляться, что ее выпускники зачастую не сильно преуспевают в бизнесе? Опять-таки понятно, что наличие музыкального слуха проверить можно, а вот наличие способностей к бизнесу... Не надо только про соответствующие тесты: как ЕГЭ — так все критикуют, а вот как тесты в бизнес-школах — так здорово. Ведь одного поля ягоды: натаскать можно, проверить способности (талант) — нельзя.
Многие девушки представляют себя на сцене в качестве солисток балета, а мальчишки грезят о славе Пеле, Марадоны или Месси. Но только в мечтах, в реальности понимают: не смогут, не выйдет. Талант и определенные физические данные просто необходимы. И большинство спокойно относится к этому, не считая, что этим звездам просто повезло, а им — нет, а то и они стали бы звездами. То же самое и в музыке, в общем-то все понимают, что для того, чтобы стать Нетребко или Мацуевым, да и просто в труппе Большого состоять, талант нужен.
А почему в бизнесе не так?
Пробовали заниматься бизнесом, «предпринимать»? Не идет — и отпала охота заниматься бизнесом... И хорошо, значит не ваше это, нет у вас для этого таланта, чутья на деньги (на чем и как их можно заработать). Занимайтесь другим делом.
Но! Обратная сторона — уважайте людей, которые занимаются бизнесом, при всех их недостатках (больших и несомненных!) они — творческие люди! Именно ОНИ создают новое, а вовсе не «креативный класс» (как они себя недавно величали): офисные работники, умеющие работать с MS Office, знающие HTML и пару фраз на simplified English.