Найти тему
Последний романтик

Рентабельность 900 %. Почему советское кино было успешным?

Сейчас принято ругать плановую экономику, мол, негибкая она была, неповоротливая. Не то, что расторопная — капиталистическая, где конкуренция — двигатель прогресса, а спрос рождает предложение.

В СССР всё было наоборот: предложение рождало спрос. Производство фильмов планировали, картины снимали, запускали их в кинотеатры и люди смотрели. А куда деваться?

Александр Митта на киностудии «Мосфильм» снимает фильм «Друг мой, Колька», 1961
Александр Митта на киностудии «Мосфильм» снимает фильм «Друг мой, Колька», 1961

Цензура, конечно, была строгой. Но поле деятельности для режиссёров всё равно оставалось достаточно широким. И, самое главное, они могли экспериментировать, имели право на ошибку, не думая о том, насколько прибыльной получится картина.

Как про учёных шутя говорили, что они удовлетворяют свой личный интерес за государственный счёт, так и про киношников шутя можно сказать — что они реализуют свои фантазии за государственный счёт.

Кинооператор Николай Пучков  и режиссёр Юрий Егоров
Кинооператор Николай Пучков и режиссёр Юрий Егоров

На днях прочитал интервью зампреда Госкино СССР Бориса Владимировича Павленка — одного из тех, кто управлял процессом кинопроизводства в последние годы советской власти (1970-1985)

Борис Владимирович Павленок на съёмках фильма  «Фронт за линией фронта» 1977 г.
Борис Владимирович Павленок на съёмках фильма «Фронт за линией фронта» 1977 г.

Это тот самый цензор, который лично читал все сценарии, а их было по несколько сотен в год, и принимал решения — что пустить в производство, а что нет. В производство тогда поступало порядка 150 фильмов ежегодно.

И Борис Владимирович рассказывает, что производство было более чем успешное — рентабельность 900 % в год. То есть окупалось многократно. Во многом, конечно, этому успеху способствовала популярность кинотеатров. На любимые картины ходили по несколько раз.

Кинотеатры СССР в середине 70-х посещало по 4 миллиарда зрителей ежегодно. При населении в 250 миллионов, это по 16 раз в год на каждого человека, включая младенцев и стариков.

При средней цене билета в 22,5 копейки — сборы со всех кинотеатров составляли порядка 1 миллиарда рублей в год. Более половины денег уходило в казну государства в качестве налогов. Часть денег шло на поддержку кинотеатров и только 100 миллионов закладывалось на новые кинокартины. Но этого вполне хватало.

«Калина красная» 1973
«Калина красная» 1973

Знаменитая «Калина красная» Василия Шукшина стоила в производстве всего 289 тысяч рублей, а посмотрело её в кинотеатрах 140 миллионов человек. То есть фильм окупился в 109 раз!

Не все фильмы были такими же успешными.

В СССР Тарковский считался провальным режиссёром, потому что фильмы его в советском прокате никогда не окупались. К примеру, «Сталкер». Фильм собрал в СССР 4,2 млн. зрителей – самый низкий показатель из всех картин Тарковского – и окупился только на 40%.

Или Севастопольская эпопея — многосерийный фильм 1970-го года «Море в огне», производство которого стоило 1,5 миллиона рублей, а посмотрело всего 1,5 миллиона человек.

С коммерческой точки зрения — неудача. Но советский кинематограф был единой системой, и неудачные эксперименты одних режиссёров с лихвой компенсировались удачами других. В одном только 1973-м году, помимо «Калины красной» в СССР вышли такие фильмы как:

«В бой идут одни «старики»
«В бой идут одни «старики»
«Иван Васильевич меняет профессию»
«Иван Васильевич меняет профессию»
«Земля Санникова»
«Земля Санникова»
 «Много шума из ничего»
«Много шума из ничего»
«Москва — Кассиопея»
«Москва — Кассиопея»
«Семнадцать мгновений весны».
«Семнадцать мгновений весны».

Так что, не смотря на промахи отдельных режиссёров и сценаристов, в целом советский кинематограф был высоко рентабельным производством, которому бы сейчас позавидовал любой капиталист.