Сейчас принято ругать плановую экономику, мол, негибкая она была, неповоротливая. Не то, что расторопная — капиталистическая, где конкуренция — двигатель прогресса, а спрос рождает предложение.
В СССР всё было наоборот: предложение рождало спрос. Производство фильмов планировали, картины снимали, запускали их в кинотеатры и люди смотрели. А куда деваться?
Цензура, конечно, была строгой. Но поле деятельности для режиссёров всё равно оставалось достаточно широким. И, самое главное, они могли экспериментировать, имели право на ошибку, не думая о том, насколько прибыльной получится картина.
Как про учёных шутя говорили, что они удовлетворяют свой личный интерес за государственный счёт, так и про киношников шутя можно сказать — что они реализуют свои фантазии за государственный счёт.
На днях прочитал интервью зампреда Госкино СССР Бориса Владимировича Павленка — одного из тех, кто управлял процессом кинопроизводства в последние годы советской власти (1970-1985)
Это тот самый цензор, который лично читал все сценарии, а их было по несколько сотен в год, и принимал решения — что пустить в производство, а что нет. В производство тогда поступало порядка 150 фильмов ежегодно.
И Борис Владимирович рассказывает, что производство было более чем успешное — рентабельность 900 % в год. То есть окупалось многократно. Во многом, конечно, этому успеху способствовала популярность кинотеатров. На любимые картины ходили по несколько раз.
Кинотеатры СССР в середине 70-х посещало по 4 миллиарда зрителей ежегодно. При населении в 250 миллионов, это по 16 раз в год на каждого человека, включая младенцев и стариков.
При средней цене билета в 22,5 копейки — сборы со всех кинотеатров составляли порядка 1 миллиарда рублей в год. Более половины денег уходило в казну государства в качестве налогов. Часть денег шло на поддержку кинотеатров и только 100 миллионов закладывалось на новые кинокартины. Но этого вполне хватало.
Знаменитая «Калина красная» Василия Шукшина стоила в производстве всего 289 тысяч рублей, а посмотрело её в кинотеатрах 140 миллионов человек. То есть фильм окупился в 109 раз!
Не все фильмы были такими же успешными.
В СССР Тарковский считался провальным режиссёром, потому что фильмы его в советском прокате никогда не окупались. К примеру, «Сталкер». Фильм собрал в СССР 4,2 млн. зрителей – самый низкий показатель из всех картин Тарковского – и окупился только на 40%.
Или Севастопольская эпопея — многосерийный фильм 1970-го года «Море в огне», производство которого стоило 1,5 миллиона рублей, а посмотрело всего 1,5 миллиона человек.
С коммерческой точки зрения — неудача. Но советский кинематограф был единой системой, и неудачные эксперименты одних режиссёров с лихвой компенсировались удачами других. В одном только 1973-м году, помимо «Калины красной» в СССР вышли такие фильмы как:
Так что, не смотря на промахи отдельных режиссёров и сценаристов, в целом советский кинематограф был высоко рентабельным производством, которому бы сейчас позавидовал любой капиталист.