Темы "Мягкий знак - показатель мягкости" и "Разделительный мягкий знак" не такие уж и простые. Столько тонкостей надо запомнить. Впервые эти темы ребята начинают изучать во втором классе. Не все усваивают их хорошо, особенно трудно это даётся детям, для которых русский язык - не родной язык. Достаточно часто я встречаю в работах учеников одни и те же ошибки: пропуск мягкого знака в словах или постановка там, где это не нужно. Иллюстрация на фото.
Ребёнок пишет, к примеру:
У птицы перя.
Родители ему говорят: "А теперь прочти, что ты написал!" Ребенок читает правильно "перья" и искренне не понимает свою ошибку. Родители возмущаются: это же очевидно - какие перя? Неужели ты не слышишь и не чувствуешь, что надо писать перЬя?
Не слышит и не чувствует. Более того, такой подход родителей и не заставит ребёнка почувствовать мягкий знак. Дайте ему хоть сотню слов с этим знаком написать, он все равно будет из раза в раз делать ошибки.
Что же делать, чтобы ребенок понял, когда нужно писать мягкий знак, а когда нет
Для начала определить причину непонимания. Их может быть несколько:
1. Речевые или логопедические нарушения. Если ребенок хорошо говорит, это ещё не значит, что и в письменной речи у него будет всё хорошо. Возможно, у него снижен фонематический слух и нет "речевого чутья". У таких учеников наблюдается дисграфия, то есть нарушение письма и специфические ошибки на письме.
2. Русский язык - не родной язык
3. Нет понимания "мягкие" и "твердые" согласные звуки и неумение их обозначать на письме. Например: ден (вместо день), малчик (вместо мальчик), Ола (вместо Оля).
4. Не сформировано понимание звуковых образов слов, не понимает, какие звуки согласные, какие гласные, не слышит гласных звуков в слове, не слышит мягкие и твёрдые согласные звуки. Как следствие, не понимает мягкий и твёрдый знаки.
Каждая из этих причин имеет свои методы коррекции.
Первую причину должен корректировать логопед. Дисграфию сложно исправлять самостоятельно.
Вторая причина поддаётся коррекции при регулярных занятиях. Каждый раз заучивать правила о разделительном мягком знаке и о мягком знаке - показателе мягкости. Сделать много упражнений на эти правила.
Третью и четвертую причину не следует запускать. Всё это ребенок должен освоить уже на этапе подготовки к школе. Если этого не произошло, необходимо найти упражнения на различение гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков.
Ниже приведу несколько примерных упражнений для отработки безошибочного написания мягкого знака в словах. Это лишь малая часть работы по усвоению этой темы. Больше подобных упражнений можно найти в интернете.
Тренировочные упражнения для различения мягкого знака в словах
- Рассказываем ребенку, что есть мягкие и твердые согласные звуки. На мягкость согласного указывают 1) гласные Е, Ё, Ю, Я, И и 2). Мягкий знак. Сравниваем: мал - мял, мыло- мило, кон - конь, уголки - угольки и т.д. Учимся различать разделительный мягкий знак в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Для этого произносим слоги: ля - лья, ме - мье, пю - пью, ни ,- ньи и другие. Даём понять, что в слогах с мягким знаком гласный звук произносится с паузой, он как бы спотыкается об мягкий знак. Подключаем в это упражнение движение рук: руки вместе с ЛЯ, НЁ, ТЮ, МЕ; руки в стороны с слогами ЛЬЯ, НЬИ, ТЬЮ, МЬЕ.
- Игра "Наоборот" с использованием мяча или машинки. Катаем их друг к другу. Взрослый произносит слог с гласным слитно и толкает мяч, а ребёнок должен произнести раздельно, возвращая мяч: МЯ - МЬЯ, ПИ - ПЬИ, МЯ - МЬЯ, ДЮ - ДЬЮ, ТЕ - ТЬЕ и другие. В этой игре важно донести до ребёнка, что мягкий знак перед Е, Ё, И, Ю, Я при произнесении даёт небольшую паузу.
- Игра "Один-много" образовать и записать множественное число существительных от единственного, используя мягкий знак: стул - стулья, крыло - крылья, брат - братья, полено - поленья и другие.
- Вставить, где это необходимо, мягкий знак:
Нержавеющая стал _, густая пыл _, белый мел _, длинный шест _, зеленая ел _, штрафной удар_, острый угол_, не лез_ на крышу, ел_ банан, учител_ положил мел_.
- Игра "Имена". Подобрать взрослое имя: Даша - Дарья, Наташа - ...., Соня - ..., Маша - ..., Илюша - .... Назвать ласково: Катя - Катенька, Надя - ...., Миша - ..., Коля - ..., Оля - ...., Вася - .....
- Игра "Исправь ошибки у Незнайки": у птицы перя, кошачя шерсть, барсучя нора, полёт из лейки, медвежя шкура, вют гнезда, большая семя и другие.
Желаю успехов в усвоении мягкого знака!