Обычно в статьях о кино, которые любят пользователи Дзена, рассказывают о персонажах, разбирая их по косточкам, или говорят о любопытных фактах создания киношедевра. Реже — о режиссерах, еще реже — об операторах.
А это очень несправедливо! Ведь от мастерства оператора зависит очень много. И то, как оператор снимает сцены, определяет стиль картины, ее уникальность и неповторимость.
Список картин, которые снял Владимир Дмитриевич Нахабцев, потрясает! Это такие знаменитые картины, как "Дайте жалобную книгу", "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Ирония судьбы...", "Служебный роман", "О бедном гусаре замолвите слово" и многие другие...
Как вы смогли заметить, творческие узы надолго связали Владимира Нахабцева с режиссером Эльдаром Рязановым. Но Владимир Дмитриевич работал и с другими режиссерами: В. Жалакявичусом, Е. Ташковым, М. Захаровым, А. Панкратовым и многими другими.
Сказать, что у Нахабцева есть свой почерк и его работы можно узнать по первым кадрам, я не смогу — настолько по разному подходил оператор к съемкам. Все зависело от задач, которые ставили режиссеры, а то, что Владимир Нахабцев мог разнообразно решать эти задачи — говорит о многом!
Вот, скажем, возьмем фильм "Формула любви". Вспышки яркого цвета в начале фильма, которые совпадают с ритмом музыки, определяют с первых мгновений авантюристический характер главного героя — графа Калиостро, путешествующего по России.
А в фильме "Уроки французского" Нахабцев применяет совсем другой метод.
В этом фильме, рассказывающем о чистых человеческих чувствах в нелегкие для страны послевоенные годы, оператор почти не применяет каких-либо ярко выраженных средств. Нахабцев применяет средства зрительной образности очень осторожно, тонко и незаметно.
Вот на этих двух фильмах я постарался показать стиль знаменитого оператора Владимира Дмитриевича Нахабцева, отдавшего всю свою жизнь любимому делу — кинематографу...