Найти тему
Jon Lanky Silver

История группы Jethro Tull.

Группа "Jethro Tull", "Джетро Талл", "Джетро Тулл".

Уже, пожалуй, нет такого музыкального инструмента, который не был бы освоен рок-музыкантами, за исключением разве что некоторых, сугубо фольклорных, типа окарины или балалайки и тому подобных. Хотя балалайка уже использовалась неоднократно в рок музыке. Инструменты же симфонического оркестра прочно вошли в рок-арсенал. В наше время любителей рока не удивишь, скажем: виолончелью, валторной, клавесином, фаготом, скрипкой или аккордеоном, или даже кельтской арфой. Сразу, правда, необходимо оговориться, что количество или разнообразие инструментов ещё ни в коем случае не гарантирует качество музыки.

Но такой богатый инструментарий у рока был, разумеется, не всегда. И если при записи пластинок музыканты уже с середины шестидесятых годов зачастую приглашали в студию чуть ли не целиком симфонический оркестр, то в концертных выступлениях они, как правило, ограничивались куда более скромным и традиционным составом.

Неудивителен, поэтому, тот интерес, с которым зрители и критики в Англии встретили в 1968 году появление новой группы со странным названием "Джетро Талл".

Джетро Талл изобрёл за 268 лет до появления ансамбля плуг новой конструкции и написал труд о сельском хозяйстве. У группы "Джетро Талл" был очень необычный по тем временам фронтмэн, то есть солист, стоящий впереди, приковывающий к себе основное внимание публики и в немалой степени определяющий облик группы. Как правило, в музыке того времени в этой роли выступал певец или гитарист.

В свое время прославленному Элтону Джону не давали петь в его первой группе "Блюзолоджи" именно потому, что он, невысокий, полноватый юноша в очках, никак не соответствовал традиционному представлению о фронтмэне.

А у группы "Джетро Талл" основным солистом и певцом был флейтист Ян Андерсон. Конечно, не все и не сразу разобрались, какую именно музыку он играет, да и он сам далеко не сразу стал виртуозом игры на флейте. Поначалу многих привлекала его эксцентричная, диаметрально противоположная традиционному представлению о флейтисте манера держаться на сцене. Андерсон мог играть лёжа на полу, прыгая от одного микрофона к другому или часами стоя на одной ноге.

Однако от концерта к концерту мастерство его росло, он нашёл себе пример для подражания - им стал знаменитый джазовый саксофонист Роланд Керк. И в августе 1968 года ансамбль с огромным успехом выступил на фестивале джаза и блюза в Санбери. В первый раз музыканты играли перед большой аудиторией, до этого их приглашали только маленькие клубы, и полностью покорили слушателей и прессу. Хотя к тому времени группа "Джетро Талл" существовала всего несколько месяцев, за плечами у музыкантов был не один год работы, проб и ошибок, удач и разочарований.

Ян Андерсон родился в 1947 году в Блэкпуле. В школе он не играл ни на каком инструменте, но неплохо пел. Он выступал в различных школьных музыкальных спектаклях, иногда работал с местными блюзовыми ансамблями. Гленн Корник, Барри Бар­лоу, Джеффри Хэммонд-Хэммонд -это участники первого, ещё безымянного ансамбля, собранного Андерсоном. Также эти музыканты пробовали свои силы в разных коллективах, практически все они познакомились в группе "Джон Ивэн Бэнд". Этот полупрофессиональный блэкпулский ансамбль выступал в небольших городах на севере Англии.

Андерсон хотел добиться успеха в Лондоне, и в конце 1967 года друзья приехали в столицу. Однако никто не торопился открыть им двери студий и престижных концертных залов, и вскоре разочарованные музыканты по одному потянулись домой. Почти все, кроме Яна Андерсона и басиста Гленна Корника. Вместе с гитаристом Миком Абрахамсом и ударником Клайвом Банкером они и создали группу, которая чуть позже стала называться "Джетро Талл".

В 1968 году они уже выступали с концертами и после триумфа на фестивале в Санбери выпустили первую долгоиграющую пластинку "This Was" ("Это было"). Альбом сразу стал бестселлером, к некоторому удивлению самих музыкантов и к полному ошеломлению воротил музыкального бизнеса. Девять песен на пластинке написали участники группы, десятая пьеса принадлежала Рональду Керку.

По прошествии времени и десятилетий музыка первого альбома "Джетро Талл" может показаться несколько наивным сплавом джаза и блюза, пропущенным через призму восприятия рок-музыкантов. Но это была по существу первая попытка подобного рода совмещения стилей вообще, и нельзя не признать, что "Джетро Талл" добился на этом пути некоторых очень интересных результатов.

После выхода в 1967 году пластинки "Битлз" "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" рок-музыка не могла оставаться такой, какой она была раньше. "Битлз" открыли целый новый мир, куда до них очень редко кто осмеливался заглядывать, а это мир единства разных форм музыки: симфонической, камерной, рока - мир, не освоенный и до сих пор в целом его существовании.

Во второй половине и особенно в конце шестидесятых годов стали появляться коллективы, пытавшиеся с большей или меньшей степенью профессионализма, умения, вдохновения идти по пути, указанному "Сержантом Пеппером". Музыка таких групп, как: "Пинк Флойд", "Флитвуд Мэк", "Найс", "Тен Йерз Афтер" и другие, получила название прогрессивного рока (Progressive Rock). К этому направлению причислили и "Джетро Талл". Но их отличало сильное джазовое начало многих композиций.

Вскоре в коллективе Мика Абрахамса сменил Мартин Барр, и Андерсон стал неоспоримым лидером группы настолько, что как замечали некоторые критики, ему было не так уж важно, кто именно ему аккомпанирует. Скорее всего, это немного вольное замечание критиков, нежели являющееся правдой.

После ухода Абрахамса элементы блюза в песнях "Джетро Талл" ослабли, композиции стали жёстче, резче, что проявилось во втором альбоме группы “Stand Up" ("Встань") изданном в 1969 году. К моменту выхода этой пластинки, которую многие считают лучшим альбомом ансамбля, "Джетро Талл" получил уже всемирную известность, был признан престижным английским журналом "Ме­лоди Мейкер" второй рок-группой мира, он дал серию концертов в разных странах. Все пластинки коллектива автоматически занимали высокие места в хит-парадах.

Менялся состав группы. Постепенно в "Джетро Талл" вернулись музыканты, с которыми Андерсон начинал еще в Блэкпуле: ба­сист Джеффри Хэммонд-Хэммонд, ударник Барри Барлоу, пиа­нист Джон Ивэн. В таком составе "Джетро Талл" записал свою самую, известную пластинку "Акваланг" ("Aqualung") 1971 года. Это был первый концептуальный альбом Андерсона, посвящённый вопросам жизни, смерти, мировоззрения. И хотя в музыкальном отношении альбому не уступают и многие другие записи группы, именно пластинке "Акваланг" выпало стать самым популярным альбомом коллектива.

1973 год был переломным в истории "Джетро Талл". Впервые на группу обрушился критический шквал. Их обвиняли в отрыве от музыкальной реальности, в излишней вычурности, самолюбовании, неоправданной сложности многих песен и просто-напросто в том, что группа выдохлась. И если американский рынок покорно проглатывал новые альбомы, то английские слушатели начали понемногу отворачиваться от Яна Андерсона. Музыканты, конечно, не могли этого знать тогда, но они переживали тот же кризис, что и весь прогрессивный рок. Андерсон заявил о роспуске группы, явно надеясь на взрыв негодования поклонников. Но взрыва не последовало, и в 1974 году ансамбль без лишнего шума приступил к записи нового диска и снова начал выступать с концертами.

"Джетро Талл" выпустил большое количество пластинок. Многие из них, в том числе и поздние, содержат первоклассные песни, но прежнего интереса у публики группа уже не вызывает. Это не свидетельствует о её упадке, это в большей степени свидетельствует об отсутствии движения вперёд. Почувствовал это и сам Андерсон. Так, в 1980 году в ансамбль был приглашен басист Дэйв Пегг из группы "Ферпорт Конвеншн", и ансамбль сделал крен в сторону фолк-рока. Но ни к каким заметным результатам это не привело.

Хотя песни второй половины семидесятых и восьмидесятых годов привлекают небольшое количество поклонников, "Джетро Талл" вписал свою страницу в историю мировой рок-музыки. Постоянно переиздаются их ранние пластинки, когда во всём мире вспыхнул интерес к року шестидесятых и начала семидесятых годов. И новые поколения слушателей с таким же восторгом, как и их предшественники, открывают для себя красоту, мощь, энергию таких песен, как "Акваланг", "Дыхание локомотива", "Тупой, как пробка" и многие другие.

-2