«Богатые невесты» — одна из самых загадочных пьес А. Н. Островского. Её сюжет, в отличие от «Грозы» и «Бесприданницы», широкой публике неизвестен; обширной критики современников не существует, и даже историки театра могут рассказать о ней не так уж много. Написана комедия была в ноябре 1875 года, опубликована в «Отечественных записках» — в феврале 1876-го, в тот период творчества великого драматурга, который стал для него особенно трудным. В письмах он жалуется:
«Никогда театральная критика не была бестолковее, пристрастнее и озлобленнее, чем в последнее время…», «…я дошёл до крайней нерешительности, обруганный со всех сторон […], я хочу быть прав хоть перед своей совестью; я не выпускаю нового произведения до тех пор, пока не уверюсь, что употребил на него все силы, какие у меня есть, а на нет суда нет».
Газеты действительно отзывались о каждой новой пьесе пренебрежительно, если не сказать — грубо. Островского в чём только не упрекали и не обвиняли: якобы он повторяется, исписался, «сползает под гору», «пережил свой талант», «измельчал», «его комедии вялы и страдают водянкой», и даже: «О, господин Островский! Отчего вы не умерли до написания…» Кстати, отзыв И. Гончарова на «Богатых невест», который цитируется повсюду, тоже прохладный: «… одно из слабейших произведений Островского, но все же и тут много правды — хоть бы, например, в чиновнике Пирамидалове, в купчихе, — а в Белесовой вложен очень живой мотив. Остальное конечно бледно». А. Суворин утверждал, что главные заслуги драматурга, достойного занять в истории театра «одно из первых и почетнейших мест», — в прошлом. «Новые условия жизни, — писал он в рецензии на «Богатых невест», — не могут быть построены на старых началах». М. Салтыков-Щедрин выразился ещё резче в письме Анненкову: мол, прислал Островский пьесу, еще глупее «Богатых невест», и вообще, ожидаем сокращения подписки…
Утешало лишь то, что залы Александринки, и особенно Малого были по-прежнему полны в дни премьеры, несмотря на то, что цена билетов «на Островского» была вдвое, а то и втрое выше обычной. 28 ноября 1875 года «Богатых невест» увидел Петербург (в бенефис Елизаветы Ивановны Левкеевой, любимой актрисы Островского, которой он даже разрешил взять псевдоним «Островская» для гастролей), а уже 30 ноября — Москва (в бенефис Николая Игнатьевича Музиля).
Почти смешная история
Что же показалось странным в «Богатых невестах» — с их камерной «дачной» историей, вполне традиционными «любит — не любит»? Возможно, то, что в жанре «комедия» оказался трактован не привычный сюжет о столкновении добра и зла, долга и чувства, материального и духовного, а встреча стихийных и разнообразных сил, бушующих в человеческой душе. Об этой пьесе сложно говорить как о несущей отчётливую моральную тенденцию. Падшей (во всяком случае, считавшейся таковой в то время) женщине Валентине Белесовой принадлежит важный монолог, будто бы обращённый к ревнителям нравственности — вы, моралисты, научить нас не хотите, а оскорбить — всегда. Кульминации этот мотив достигает в диалоге матери и сына Цыплуновых:
ЦЫПЛУНОВ. Быть может, я ошибаюсь, но мне всегда казалось, что женщины отдают … предпочтение людям нестрогой нравственности и даже иногда порочным перед людьми чистыми. Мало того, к людям совершенно чистым они показывают какую-то ненависть.
ЦЫПЛУНОВА. И ты думаешь, что сказал что-нибудь очень ужасное про женщин, что-нибудь очень обидное для нас? Так знай же, что женщины совершенно правы в этом случае, — потому что нет более несносных деспотов, как вы, люди чистые. Вы создаете в своем воображении небывалых богинь, да потом и сердитесь, что не находите их в действительности. Вы, чистые натуры, не только не прощаете, но даже готовы оскорбить любимую женщину, если она не похожа на те бледные, безжизненные шаблоны, которые созданы вашим досужим воображением».
И далее происходит встреча «чистого» Цыплунова с Валентиной, личность которой не укладывается в его шаблоны…
Спектакль Нового драматического театра выходит за рамки жанра. Точнее, режиссёр Вячеслав Долгачёв предлагает собственное, уточняющее определение: «подмосковные вечера». Жаркое лето, дачный сезон, особняки, прячущиеся за металлическими оградами, оснащёнными, как полагается, видеонаблюдением… И текст Островского — поразительно «сегодняшний», почти без купюр, несмотря на актуализацию, предложенную художником спектакля Маргаритой Демьяновой. Быть может, пьеса, которая никому не нравилась в прошлом, была просто-напросто написана для будущего, для нас с вами?
… что касается автора, он прекрасно сознавал силу своего слова, и на критиков не обижался. Однажды молодой актёр, стоя за кулисами Малого театра, ожидал своего выхода на сцену. Шла одна из пьес Островского, и старый драматург, кутаясь в казакин на беличьем меху, в мягких плисовых сапогах, неслышно прохаживался за кулисами, внимательно вслушиваясь в доносившиеся со сцены диалоги. Время от времени Островский останавливался, кивал одобрительно головой и вполголоса приговаривал: «Славно! Ай, молодцом! Ладно!..» Юноша, обрадованный успехом товарищей у знаменитого драматурга, осмелился подойти к Островскому и спросить: «Вам нравится, Александр Николаевич, как играют?» —«Не-е-ет! — отмахнулся тот. — Это я говорю: написано хорошо!» 😊
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ по телефону +7 (499) 182-03-47
КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН