Начало истории опубликовано на канале: https://zen.yandex.ru/media/id/5a772cec8309055b37fc5f17/privet-iz-pitera-chast-1-600fc4f0cd098e46b18d75ba
Осваиваю окрестности: Петергоф и снова об экскурсиях.
Санкт-Петербург, 24 (и немножко 25) июня 2016 года.
Несмотря на то, что об экскурсиях у меня уже сложилось не самое хорошее мнение, я решила попробовать еще раз.
Точнее, так: все (американка, З., те, кто остались в моем родном городе) говорили мне о Петергофе. О том, что его обязательно нужно увидеть, что это почти как Париж — увидеть и умереть.
Но была одна проблема: транспортная.
Я не представляла, как добраться до Петергофа. Варианты с электричками или автобусами казались мне слишком страшными, вариант с такси — заоблачно дорогим (да и вообще вряд ли осуществимым). А увидеть «двор Петра», хотя бы краешком глаза, очень хотелось. Так что, наплевав на предчувствия, я решила попытать счастья еще раз.
(и, конечно, мне снова не повезло :))
Едва придя в себя от ночного марафона, я пошла на поиски экскурсоводов. Долго искать не пришлось — где-то в районе Казанского собора их всегда великое множество. Удостоверившись, что экскурсия будет по типу «увезли от Казанского собора — привезли к Казанскому собору» , я отдала деньги, забралась в автобус и понадеялась, что всё пройдет хорошо и интересно.
Увы, стоило нам попасть на территорию парка, оказалось, что всё не так. Началось всё с классического: «Следуйте за белым кружевным зонтиком, я буду держать его высоко-высоко»…
Я практически не слушала экскурсовода — да и сложно было различить её голос в таком шуме.
Я думала, что в Петербурге много людей, но по сравнению с Петергофом Петербург был просто пустыней!
Сотни людских тел. Мужчины, женщины, дети, молодые, пожилые, здоровые и с ограниченными возможностями, белого, желтого и черного цветов кожи, а уж языки — всех и не у знать!
И, конечно, фонтаны, статуи и сам парк. Я поняла, что безвозвратно влюбилась, пропала в этом месте. Мне так хотелось рассмотреть всё поближе! Но многие фонтаны были скрыты за спинами других людей, неумолимый белый зонтик то и дело удалялся, а его хозяйка вещала: « этот фонтан мы пропустим, так как время нашей экскурсии ограничено...»
В какой-то момент произошло то, что и должно было произойти.
Я отвлеклась на фонтаны-шутихи: вместе с детьми я бегала под их струями. Иногда мне везло — успевала «выйти сухой из воды» , но чаще, конечно, нет — фонтаны включались, дети визжали, я визжала тоже — все счастливы. Иногда ловила на себе взгляды взрослых — завистливые или задумчивые — и не понимала, почему. Мне казалось очень важным вымокнуть под этими фонтанами — ведь для того они и были придуманы когда-то.
Когда, наконец, я вымокла так, что уже стала замерзать, я обнаружила, что кружевного зонтика нигде нет: экскурсовод со всей остальной группой ушли дальше, ведь время экскурсии ограничено и задерживаться подолгу на одном месте не возможно.
Наверное, такой ужас испытывают дети, потерявшиеся в толпе. Только что мама была рядом, а теперь её нет!..
Справившись с эмоциями, я попыталась мыслить разумно. Обратилась к З. за советом, она перепугалась тоже, а бояться вместе всё же не так страшно. Сошлись на том, что я попробую высмотреть белый кружевной зонтик…
Несколько раз я находила чужие кружевные зонтики. Фонтаны и вся красота парка остались где-то на периферии сознания, а центр занимали другие мысли: как самостоятельно добраться до города? Узнаю ли я автобус, который нас привез, и смогу ли вообще найти выход к стоянке?..
Но в конце концов мне повезло: «свою» группу я нашла возле Главного Каскада, где экскурсия и заканчивалась — почти. Еще были традиционные полчаса на сувениры, но, потолкавшись немного, я поняла, что цены на сувенирку в Петергофе просто космические — вся надежда только на толчею и измененное сознание туриста, что хочет увезти с собой всё.
(в скобках отмечу, что с годами в принципе любая покупная сувенирка по теряла для меня ценность. Ценнее — засушенный лист, сохраненный корешок билетика, камушек, найденный на берегу. Ну или что-то, чем я пользуюсь всё время. Например, холщовая сумка, купленная в 2016 году для того, чтоб было куда положить книжки, оказалась куда полезнее любых статуэточек, которые теперь пылятся в ящике)
После этого было немного времени на Финский залив (с гордостью для себя отметила, что практически побывала на море, тоже впервые в жизни) — а затем нас отвели к автобусу. Моя пропажа и воссоединение с группой остались моим личным приключением — в общей суматохе это прошло незамеченным.
С собой я увозила камешек с Финского, обиду на то, что мне показали красивые места, почти ничего про них не рассказав, и уверенность, что я вернусь сюда снова.
Одна. С путеводителем в руках. И буду здесь столько, сколько мне захочется. Пока не насмотрюсь вдоволь на каждый из фонтанов, не исхожу все дорожки ногами…
(В 2019 году я вернулась. К тому времени у меня появилось несколько знакомых жителей Петербурга, к которым я обратилась с сакраментальным: как добраться в Петергоф самостоятельно?!
В 2019 году здорово облегчили дорогу «метеоры», хотя и кроме них оказалось несколько довольно простых вариантов, о которых в 2016 году я не знала.
Все три года я готовилась: мой интерес к Петергофу и к Петербургу нисколько не угас, и я в огромных количествах поглощала (и поглощаю) лекции, подкасты и прочие выступления и о городе, и о Петергофе. Так что в 2019 году про некоторые фонтаны в Петергофе я могла рассказать не хуже гидов.
И всё-таки, вернувшись, исследовав этот парк снова, уже не торопясь, в нужном мне темпе, я поняла: времени опять не хватило. Хочется возвращаться снова — до многих уголков парка я всё еще не дошла: где-то заблудилась, где-то залюбовалась…. Так что я обязательно вернусь снова. Петербург не отпускает. )
Ну а пока, в 2016 году, восхищенная, возмущенная и уставшая я царапаю в дневнике розовым маркером (все ручки кончились, из пишущего остался только маркер) следующие строчки:
Запись в дневнике:
«24 июня. Экскурсии не мое. И я взяла не самого хорошего гида. Протащила нас по всем местам… жаль, не взяла экскурсию у тех же людей, что вчера. Там хоть уделял ось нам внимание, блин. Петергоф красив, но там столько людей!!!
СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ!!!
Наверное, не надо было фоткать, надо было смотреть. Я и смотрела, но… Короче, туда надо приходить одной и с путеводителем. И стоять у фонтанов… хотя бы пока не освободится место, чтобы толком его посмотреть.
Я правда расстроена, не надо было экскурсии брать. Они чуть не убили мою любовь (да, уже любовь) к городу. Мне кажется, все это… как-то фальшиво. Я не думаю, что я за два дня открыла полноценное лицо города. Очень-очень вряд ли. Но мне кажется настоящим то, что показала З. То, что чуть-чуть открыла я сама.
Город спонтанных концертов, чудесных и удивительно-странных людей, восторженных туристов, город великолепных зданий, где каждое само себе музей. И оно с таким достоинством и презрением смотрит на тебя сверху… и разрешает собой восхищаться.
Мне нравится тот Питер, что я могу исходить пешком. То, что я сама открываю.
И я уезжаю послезавтра.
п.с. Стырила камень с финского залива.»
Как и было уговорено, нас высадили у Казанского Собора. Чтобы немного овладеть собой, привести себя в чувство, я пошла бродить по Невскому, ни о чем не думая, не имея никакой цели. Неожиданно для себя я нашла набережную канала Грибоедова. Видимо, всё дело в мозгах — ноги помнят, куда идти, а мозг мешает :)
Но надолго меня не хватило — бессонная ночь и огромное количество впечатлений брали свое. Я зашла в хостел с мыслью о том, что мне нужно просто немного полежать, привести мысли в порядок, а затем я опять пойду гулять… Мне кажется, я никогда в жизни еще так не уставала.
...Сквозь сон я слышала, кажется, голос моей американки, что с тревогой спрашивала «She is okey?? » и голос парня-соседа, что отвечал ей : «She is sleep. She is okey». А может, мне это просто приснилось…
Запись в дневнике:
«24 июня. Семь часов…
…позже. 25 июня. Семь часов утра. Вчера меня просто-напросто вырубило. Не знаю, как так произошло, но проснулась я потом уже где-то в час ночи. И заснула опять.
Гуляя вчера в городе после возвращения из Петергофа, нашла музей шоколада… может, стоит туда сходить?
Дошла до Спаса на крови, нашла вход в Михайловский сад… послушала чувака с гитарой и потом гитару и саксофон. Отдала все монеты! Но они такие классные!
На самом деле, если меня спросят, что мне понравилось в этом городе, я определенно скажу, что это Невский, набережная канала Грибоедова. Я не знаю, чем конкретно это место Невского (он же длинный) отличается от других, но именно здесь мне хочется часами сидеть и слушать и смотреть.
А сейчас Невский полупуст. Слишком рано, однозначно. Но мне хочется есть, значит, скоро я выйду на улицу.»
Продолжение здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5a772cec8309055b37fc5f17/privet-iz-pitera-chast-11-6059aaac0c526d0be3f76c27