Найти тему
шОферские байки

Зачем нужна коробка передач?

С нуля двигатель внутреннего сгорания ещё не тянет. Его надо раскрутить с холостых оборотов до полутора, двух тысяч. И включить первую передачу. Она в четыре раза уменьшает обороты и во столько же увеличивает крутящий момент на выходе, передавая вращение на ведущие колёса.

Аккуратно тронуться, передать немалые обороты и момент на неподвижные колёса, помогает сцепление. Если его плавно замкнуть (включить), то трущиеся друг о друга фрикционные диски постепенно заставят колёса крутиться.

Автомобиль начинает разгоняться. Но, примерно к четырём тысячам оборотов двигатель уже не тянет. Надо бы уменьшить передаточное, опустить обороты в рабочий диапазон. Для этого необходимо подключить другую пару шестерён в коробке передач.

Но, передающая вращение пара уже нагружена не малым передаваемым моментом. Крепко сцепленные шестерни не сдвинуть. И тут, вновь, на помощь приходит сцепление. Если разомкнуть (выключить) его диски, то двигатель будет отсоединён от коробки и никакой момент не будет передаваться. Теперь можно спокойно сдвинуть шестерни, включить следующую передачу.

И так до прямой передачи. Прямой, потому что её передаточное равно единице и двигатель напрямую связан с колесами. Тяги мотора хватает, чтобы и дальше разгонять автомобиль. Но он при этом ревёт, крутится на высоких оборотах. Их бы понизить. Вот тут и включается повышающая передача. Повышающая, потому что она повышает обороты колёс, одновременно понижая обороты мотора.