Найти тему
Юрий Пашолок

Кавалерийский танк, который почти получился

История колесно-гусеничного кавалерийского танка Combat Car T4, официально бронемашины

В 1928 году командование американской кавалерии начало реализовывать планы по механизации своих частей. Надо сказать, что в то время американские кавалеристы находились в значительно менее выигрышной позиции, нежели их французские коллеги. Французские кавалеристы, не без проблем, но всё же получали новые образцы бронемашин и другой колесной техники, благодаря чему по уровню механизации находились впереди планеты всей. У американской кавалерии в этом плане ситуация выглядела крайне плачевно. Бронемашины перестали производить после окончания Первой мировой войны, а то, что Департамент Вооружений первоначально выкатывал, вызывало, по меньшей мере, недоумение. Получалась какая-то шайтан-арба с дыркой для ружья (для пулемета). Конечно, эти повозки позже эволюционировали в знаменитые "скауты", но это потом, а в конце 20-х ситуация выглядела ахово. К тому же испытания показали, что требовалось что-то более проходимое, нежели броневик на шасси коммерческого автомобиля. Лучше всего под это подходил танк, но после демонстрации Six-ton Tank M1917 офицеры американской кавалерии стали понимать, что надо искать что-то еще. Этим самым "чем-то еще" стала продукция Джона Уолтера Кристи. 25 марта 1931 года между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Департаментом Вооружений был подписан контракт на изготовление серии из пяти колесно-гусеничных танков Christie M.1931. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили до семи машин. Из них четыре ушло в кавалерию, где они получили обозначение Combat Car T1.

Патент Гладеона Барнса на доработанную свечную подвеску.
Патент Гладеона Барнса на доработанную свечную подвеску.

На фоне успехов танков Кристи кавалерия хотела заказать у него еще и колесно-гусеничный броневик, но по ряду причин не срослось. Разработка ушла Техническому Департаменту Танкового Корпуса, а конкретно к конструктору Гарри Ноксу. Тот разработал аппарат, который изначально именовался Armored Car T5, но очень быстро стал называться Combat Car T2. Кавалерия, скорее всего, прокляла тот день, когда связалась с этой штукой. Это был самый неудачный американский танк, если вообще данное чудо технической мысли можно так называть. Помесь бронемашины с танком была не только страшной, но еще и ездила под стать внешнему виду. Особенно это касалось бездорожья. Например, высота преодолеваемого брода составила всего 0,32 метра. Далее заливался карбюратор мотора, и машина глохла. В результате испытания на Абердинском полигоне, начавшиеся в начале 1932 года, закончились вердиктом "НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОСЫЛАТЬ ЭТУ МАШИНУ ДЛЯ ВОЙСКОВЫХ ИСПЫТАНИЙ В ЕЕ НАСТОЯЩЕМ ВИДЕ!".

Combat Car T4 на колесном ходу, декабрь 1933 года. Обратите внимание - второй опорный каток приподнят вверх.
Combat Car T4 на колесном ходу, декабрь 1933 года. Обратите внимание - второй опорный каток приподнят вверх.

Технический Департамент Танкового Корпуса еще некоторое время пытался довести Combat Car T2 до ума, но еще в феврале 1932 года состоялось совещание с участием представителей кавалерии и Департамента Вооружений. На нем утвердили требования на новый "броневик" (официально у кавалерии танков не было). Как и предшественники, он предполагался колесно-гусеничным, но негативный опыт с Combat Car T2 показывал, что боевую массу надо снижать до 8165 кг (9 коротких тонн). Чисто пулеметное вооружение сохранялось, но теперь башня предполагалась двухместной, а в лобовой части корпуса предполагалось поставить курсовой пулемет. Максимальная скорость на гусеничном ходу должна была составлять 35 км/ч, а на колесном - 64 км/ч. По этому поводу командование кавалерии выступило с возражением, поскольку 35 км/ч на гусеницах было как-то маловато. Требовалось не менее 48 км/ч, ради этого предлагалось даже снизить массу танка до 7711 кг. Вопрос повис в воздухе, поскольку более высокая скорость - это более мощный и тяжелый мотор, а значит и рост массы. Так или иначе, но работы по новому "броневику", получившему обозначение Combat Car T4, стартовали. При этом в работе над машиной принял участие и майор Гладеон Барнс, на тот момент начальник Абердинского полигона. Вообще Барнс больше занимался артиллерией, но на фоне тех ужасов, которые создавал Технический Департамент Танкового Корпуса, появились свежие идеи. А именно как грамотно воспользоваться наработками Кристи, благо что Департамент Вооружений имел на его патенты права. Кроме того, еще в разработчиках машины значился лейтенант Джозеф Колби. Позже эти двое стали ключевыми людьми в разработке американских танков.

Танк, официально именовавшийся броневиком, был заметно меньше, а также легче предшественников.
Танк, официально именовавшийся броневиком, был заметно меньше, а также легче предшественников.

Хорошо заметно, что Combat Car T4 существенно отличался от других колесно-гусеничных танков. По большому счету, от Кристи тут осталась сама по себе колесно-гусеничная схема и свечная подвеска. Да и тут Барнс сильно переделал, поставив ее под наклоном, это позволило снизить высоту корпуса. Одной из особенностей машины стала возможность "поджимать" одну, либо две оси на колесном ходу. По патенту Барнса это было возможно с двумя осями, по факту сделали одну. Таким образом снижался контакт с поверхностью, при езде по шоссе это было важно. Да и сам танк получился крайне своеобразным. В носовой части угадывались идеи Medium Tank T3E2, особенно это касалось размещения механика-водителя и его помощника. Вместе с тем, танк получился крайне оригинальный. Его длина составила 4,9 метра, что на полметра меньше Combat Car T1. Ширина составила 2,33 метра, что на 10 см больше танка Кисти, а высота - 2 метра. Это, наоборот, оказалось ниже Combat Car T1, причем существенно (на 20 см). Благодаря подобным изменениям масса Combat Car T4 составила 7911 кг, то есть посередине между требованиями кавалерии и предложением Департамента Вооружений.

Силовой блок, одно из ноу-хау Combat Car T4. Спустя 10 лет это же решение будет реализовано в Medium Tank T20.
Силовой блок, одно из ноу-хау Combat Car T4. Спустя 10 лет это же решение будет реализовано в Medium Tank T20.

Крайне интересной оказалась силовая установка танка. Аналогично Combat Car T2E1, новая "бронемашина" получила радиальный авиационный двигатель Continental R-670 объемом 10,97 литров. При 2400 об/мин мотор развивал мощность 264 лошадиные силы. Это означало, что Combat Car T4 имел очень приличную удельную мощность - 33,4 л.с. на тонну. Впрочем, самое интересное было то, что мотор с коробкой передач были объединены в силовой блок. Это существенно упрощало демонтаж силовой установки. На колесном ходу привод осуществлялся на последнюю пару опорных катков, но теперь необходимость каждый раз ставить цепи исчезла. Более удачно стали размещаться гусеничные ленты, кстати говоря, траки также оказались новой конструкции. Наконец, совершенно иной была башня. Она выгодно отличалась большим количеством смотровых лючков, впрочем, приборы наблюдения явно не являлись передовыми.

В ходе ходовых испытаний, первая половина 1934 года.
В ходе ходовых испытаний, первая половина 1934 года.

Изготовлением танка занимался арсенал Рок Айленд, который закончил опытный образец Combat Car T4 в сентябре 1933 года. К ноябрю того же года он оказался на Абердинском полигоне. Первый этап испытаний проходил до марта 1934 года, причем танк направлялся также и в Форт-Нокс, где его опробовала кавалерия. Несмотря на то, что имелись претензии к некоторым элементам, общая характеристика машины оказалась если не восторженной, то явно положительной. Шасси танка предлагалось делать стандартным для всех типов боевых машин. Кроме того, машина явно превзошла требования. На гусеничном ходу максимальная скорость составила 55,4 км/ч, а на колесном - 84 км/ч. Таким образом, танк был даже подвижнее Combat Car T1. В рамках развития конструкции предлагалось поставить более мощный мотор Wright Whirlwind, также гидротрансформатор. Еще одним требованием стала установка радиостанции, причем предлагалось ее разместить в районе моторной перегородки.Требовалось также улучшить конструкцию трака. Главным же было то, что полигон не видел препятствий к стандартизации Combat Car T4.

На маневрах, которые проходили в Форт-Райли, штат Канзас.
На маневрах, которые проходили в Форт-Райли, штат Канзас.

В мае 1934 года Combat Car T4 участвовал в маневрах, которые проходили в Форт-Райли, штат Канзас. Здесь состоялась его очная ставка с детищем Гарри Нокса - Combat Car T5. Данная машина разрабатывалась под новые требования и отличалась меньшими габаритами, а также принципиально иной компоновкой. У машин получился паритет: с одной стороны, Combat Car T4 был более стабильной огневой платформой, а с другой, Combat Car T5 оказался легче. При том же моторе танк Нокса развивал более высокую скорость на гусеничном ходу. Правда, как только Combat Car T5 оказывался на пересеченной местности, начиналась продольная качка, которая исключала возможность прицельной стрельбы на ходу. Посему кавалерия, поначалу, была на стороне Combat Car T4. Тем более что T5 имел, подобно Vickers Mk.E, две пулеметные башни. Это кавалерии явно не понравилось.

"Личинка" улучшенной башни.
"Личинка" улучшенной башни.

Летом 1934 года начался разговор о том, что следует изготовить партию из 28 Combat Car T4. Впрочем, для начала требовалось танк доработать. 31 мая 1934 года Комитет по Вооружениям внес 17 пунктов требований в улучшение конструкции танка. Помимо доработки ходовой части и моторно-трансмиссионной группы, в списке значилась переделка корпуса. При некоторых недостатках Combat Car T5 имел ряд преимуществ, в том числе и по проработке отделения управления. От конкурента бралась система смотровых лючков. Оставались в силе и требования по установке радиостанции. Наконец, требовалось переделать башню, базой служили наработки Форт-Нокс.

Combat Car T4 Modified, он же Combat Car T4E1, такой машина должна была пойти в серию.
Combat Car T4 Modified, он же Combat Car T4E1, такой машина должна была пойти в серию.

Переработанный танк, который изначально именовался как Combat Car T4 Modified, был готов в августе 1934 года. По результатам переделок его боевая масса существенно выросла - до 9070 кг. Максимальная скорость на гусеничном ходу снизилась до 47 км/ч, а на колесном ходу - до 71 км/ч. Для понимания сути проблемы, скорость Combat Car T5 была примерно такой же, как у Combat Car T4 Modified на колесном ходу. Впрочем, кавалерию это не сильно беспокоило на тот момент, ибо это всё равно было выше их исходных требований. Более важным было то, что танк получил новую, более удобную башню. Ее конструкция получилась не сразу, но итоговый вариант кавалерию вполне устроил. Помимо двух пулеметов в лобовой плите, имелся также зенитный пулемет.

Увы, крайне ограниченный бюджет поставил крест на серийном выпуске американского БТ. Выбрали то, что дешевле.
Увы, крайне ограниченный бюджет поставил крест на серийном выпуске американского БТ. Выбрали то, что дешевле.

В августе разговор про серийное производство продолжился, а сама машина вскоре получила обозначение Combat Car T4E1. Тесты показали, что изменения того стоили, машина стала лучше управляться. Да и снижение подвижности собирались компенсировать более мощным мотором. Как не странно, всё решил финансовый вопрос. Дело в том, что Combat Car T5 обходился в 2 раза дешевле. Что немаловажно, он имел почти то же самое вооружение, да и броневая защита как минимум оказалась не хуже (на самом деле даже лучше). В результате кавалерия выбрала танк Гарри Нокса. И нельзя сказать, что кавалерия прогадала: на серийный вариант Combat Car T5 поставили ту самую башню, что изначально делалась для Combat Car T4E1.

Combat Car T4E2, последняя итерация машины.
Combat Car T4E2, последняя итерация машины.

Дальнейшая судьба Combat Car T4 оказалась связана с пехотным собратом. Дело в том, что еще в апреле 1934 года пехотное командование захотело очень похожий танк, но с более мощной броневой защитой. Так на свет появился проект Medium Tank T4. После того, как надежды на серийный выпуск Combat Car T4E1 пропали, он стал тестовой лабораторией, на которой обкатывались решения для будущего среднего танка. Причем в какой-то момент американские военные захотели сделать танк с казематным расположением вооружения. Они с этой идеей носились еще в начале 30-х годов, а теперь дело дошло до реализации. В феврале 1935 года Combat Car T4E1 переделали в более тяжелую версию - Combat Car T4E2. Боевая масса выросла до почти 12 тонн, а вместо башни появилась массивная рубка. Число пулеметов выросло до 5, также появилась командирская башенка. Идея, впрочем, оказалась так себе.

Место механика-водителя Combat Car T4E2.
Место механика-водителя Combat Car T4E2.

Если бы не Combat Car T5, неизвестно, как развивалась дальше американская танкостроительная школа. Combat Car T4E1 был вполне удачной боевой машиной, причем отсутствие пушечного вооружения не должно смущать. Часть танков того периода была чисто пулеметная, да и места для дальнейшей установки пушки вполне хватало. Но будем честными - Combat Car T5, он же Combat Car M1, получился ничуть не хуже. Очередная попытка Гарри Нокса сделать легкий танк оказалась удачной, так что победа этой машины вполне заслуженная. Тем более что этот танк развивал на гусеницах такую же скорость, как его визави на колесном ходу.

Список источников:

US NARA

Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992

Through Mobility We Conquer: The Mechanization of U.S. Cavalry, George W. Hofmann, The University Press of Kentucky, 2006

Другие статьи по американским легким танкам:

История создания Light Tank T1-T1E5, первого американского легкого танка полностью собственной разработки

Light Tank T1E4 и T1E6, ненавязчивое копирование Vickers Mk.E с патентованием украденного

Combat Car T2, самый уродливый и бесполезный американский танк, официально именовавший броневиком

Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте

Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным