Найти тему
Мудрый Kka

"Нечто" - ужастик или классический детектив?

Представьте себе - загородный дом. Такой некислый особняк. Или круизный лайнер. Или поезд, мчащийся сквозь ночную тьму. И вдруг... происходит убийство! В чем точно можно быть уверенным - в том, что убийца находится среди присутствующих. Среди тех, кто в доме, в поезде или на лайнере. Как кстати, что среди этих людей оказался детектив, который начинает расследовать преступление, но...

Но происходит еще одно убийство! Да кто он, этот неуловимый убийца? Что у него на уме? По какому принципу он выбирает жертву? Каковы мотивы? Кого подозревать, кого бояться? Обстановка крайне нервная, близкая к панике. Достоверно известно одно - убийца здесь, убийца рядом. Но кто же он? Чем он отличается от других пассажиров? Внешне - ничем. Преступника может выдать только гнилое нутро...

Вроде как описан классический герметичный детектив. Это такой поджанр, когда все действующие лица известны и читатель, по ходу действия, сам, благодаря деталям, предоставленным автором, может догадаться, кто же он - преступник. Убийца, конечно, маскируется под приличного человека, добропорядочного гражданина.

Причем самые известные герметичные детективы писала истинный мастер жанра - Агата Кристи. Про "Убийство в Восточном Экспрессе" и "Десять негритят" (роман, который по причина политкорректности, сейчас на Западе издается под названием "И никого не стало" - вот Агата удивилась бы!) - слышал каждый. Это произведения, которые не только написаны, но и экранизированы, причем неоднократно!

Аналогичный жанр у Тарантиновской "Омерзительной восьмерки" - восемь человек заперты на постоялом дворе в пургу, и кто-то из них - не тот, за кого себя выдает.

А теперь представим такой сюжет. Полярная станция, затерянная в снегах, без сообщения с внешним миром. Десяток с небольшим полярников, которые знают друг друга далеко не первый день... вдруг один из них пропадает. Зато находят его окровавленные кальсоны. Потом пропадает еще один. Идти некуда - за бортом жесткий минус. Спрятаться на станции тоже негде. Сама станция-то крохотная. Ежу понятно, что произошло убийство...

Получается, классический герметичный детектив!

Дудки вам! Детективном этот сюжет был бы, если б преступник был человеком. Но нет! Убийца - монстр-инопланетянин, который копирует внешность человека! А детектив в данном случае - Курт Рассел с огнеметов вместо лупы.

Кто понял, что я кратенько обрисовал сюжет фильма Джона Карпентера "Нечто" 1982 года - тот понял правильно.

Вообще, идея - гениальная, как и сам Карпентер. Взять, казалось бы, заезженную тему, избитый жанр, добавить фантастическую составляющую - и вот вам культовый фильм ужасов. Хотя, конечно, уникальных элементов в фильме много больше, взять, хотя бы, проверку на "инородность" по крови.

И, если хорошо подумать, то можно взять сколь угодно избитый детективный сюжет, привнести в него что-то свое, фантастическое, криповое - и вот готовый ужастик!

Хотя мастера фильмов ужасов редко идут по такому пути и в большинстве фильмов ужасов - классических, культовых, среди которых я могу назвать "Чужой", "Челюсти", "Джиперс Криперс" - антагонист известен сразу. Детективные приемы, скрывая личину главного злодея, авторы используют тогда, когда антагонист, все же - человек. Это "Я знаю, что вы сделали прошлым летом", "Крик", "И у холмов есть глаза", "Поворот не туда".

А вот так, соединить детектив и фантастику - несомненный гений Джона Карпентера.