Яков Кедми отметил, что со времён XX съезда предпринимаются попытки «разоблачить» Сталина, прежде всего заняться десталинизацией сознания общества. Об этом прямо говорили такие государственные деятели, как Михаил Горбачёв и Дмитрий Медведев.
Они считали, что можно путём пропаганды убедить общество в том, что Сталин — плохой правитель. Но объективно никогда этого не удалось сделать в большей мере. Почему же большинство россиян положительно относятся к Сталину? И это никакая не ностальгия.
Дело в том, что большинство тех, кто за Сталина — они не застали его периода, а в жизни чаще сталкивались с негативными оценками роли личности Сталина в истории. Что же происходило затем?
Кедми полагает, что затем люди интересовались, кто же такой Сталин с точки зрения истории — и убеждались, что о Сталине слишком много лжи. Возможно, о Сталине больше лжи, чем о любом другом правителе России.
Сталина пытаются представить как «абсолютное зло», как человека, который действовал иррационально, просто ради зла. А эта концепция не представляется реалистической, потому что Сталин объективно был прагматиком, и никогда не действовал иррационально в политике. Просто всегда нужно учитывать, что Сталин действовал в конкретных условиях, не нужно его действия оценивать с точки зрения современности.
Кедми отмечает, что Сталин был одним из немногих правителей в истории России, кто не заботился ни о чем другом, кроме как об интересах страны. Сталин был из тех людей, которых называют неподкупными. Его невозможно было никаким образом «купить», и он не мог принять решение, которое бы не отвечало интересам страны в конкретный момент.
Поэтому при Сталине были рывки, прорывы. Сталин поставил цель догнать капиталистические страны за 10 лет. Пройти путь, который прошли эти страны за 150-200 лет. Это был план, который практически невозможно было реализовать на практике.
Но реализовать его получилось, и это факт. Индустриализация, победа в Великой Отечественной войне — подтверждение, что Сталин сумел добиться того, о чем говорил. Любой, кто будет изучать историю, поймёт этот момент. И поэтому практически в каждом случае, кто начинает изучать историю СССР, меняет отношение к Сталину, то есть уже не поддерживает «официальную» оценку личности Сталина, которая, с точки рения Кедми, противоречит национальным интересам. Если бы идеология соответствовала национальным интересам, что Сталин в современности был бы героем на государственном уровне.