Найти в Дзене

Тюльпаномания

Тюльпан... Кто бы мог подумать, что этот красивый цветок станет причиной невиданных страстей, невероятных историй и приключений, а также причиной финансового кризиса...
Самые ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии. Здесь цветок был известен как "дульбаш" или "тюльпан" - турецкая чалма. В 1554 году посланник австрийского императора Ожье Жислен де Бусбек увидел

Тюльпан... Кто бы мог подумать, что этот красивый цветок станет причиной невиданных страстей, невероятных историй и приключений, а также причиной финансового кризиса...

Самые ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии. Здесь цветок был известен как "дульбаш" или "тюльпан" - турецкая чалма. В 1554 году посланник австрийского императора Ожье Жислен де Бусбек увидел тюльпаны в саду турецкого султана, закупил партию луковиц и отправил их в Вену. Цветы попали в Венский сад лекарственных растений, которым на тот момент заведовал голландский ботаник и садовод Клюзиус. В 1570 году он привез люковицы тюльпанов в голландский город Лейден.

В Нидерландах тюльпаны быстро вошли в моду и стали пользоваться большим спросом, а особенно у богачей. Когда же луковицы тюльпанов стали доступны среднему классу, цветы превратились в объект финансовых спекуляций, а страну охватило безумное увлечение. Купцы за бесценок спускали свои товары, чтобы на вырученные деньги купить вожделенные луковицы. Быстрый рост цен стимулировал приток на голландский цветочный рынок все новых и новых покупателей, мечтавших быстро разбогатеть. В 1636 году спрос на тюльпаны редких сортов вырос на столько, что они стали предметом большой биржевой игры. Современник так описывал сценарий подобных сделок: "Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу же продает их крестьянину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеют луковиц тюльпанов, да и иметь их не стремятся... И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их даже может вырастить земля Голландии."

Цены на луковицы постоянно росли. Самим дорогим сортом считался "Семпер Август". В 1623 году его луковица стоила 1000 флоринов, а в разгар тюльпаномании один из экземпляров был продан за 4600 флоринов, новую карету, пару серых лошадей и полный комплект сбруи. Для сравнения - корова в то время стоила 100 флоринов. Спрос постоянно превышал предложение. Чтобы привлечь людей среднего достатка, продавцы начали брать небольшие авансы наличными, а в залог остальной суммы - имущество покупателя. Среди народа сложилось мнение, будто тюльпаны - гарантия обогащения. Надо только купить побольше луковиц, а когда цена поднимется, выгодно продать.

Тюльпаномания не могла продолжатся вечно. Как только цены на луковицы стали чуть снижаться, торговцы сразу запаниковали и принялись сбрасывать свой товар. Предложение резко превысило спрос. Тысячи голландцев вдруг обнаружили, что являются обладателями нескольких луковиц, которые никто не хочет покупать даже за четверть первоначальной цены. Состоятельные купцы были доведены чуть ли не до нищеты, а многие дворяне разорились. Особенно туго пришлось тем, кто пытался спекулировать в кредит. Допустим продавец договаривался с покупателем о поставке через два месяца пяти "Семперов Августов" по четыре тысячи флоринов за луковицу. В оговоренный срок продавец был готов продать луковицы, но к этому времени цена на луковицы упала до трехсот-четырёхсот флоринов за штуку, и продавец отказывался выплачивать разницу. Таких случаев невыполнения договорных обязательств с каждым днем становилось все больше. В Голландии не было суда, который мог бы заставить покупателей платить за тюльпаны. Споры по тюльпановым сделкам разбирали специальные комиссии. В итоге продавцы начали соглашаться получать по пять флоринов с каждой сотни, полагавшейся им по договорам.

К началу 1640 -х годов тюльпаномания в Голландии навсегда отошла в историю, а трехлетний застой в экономике дорого стоил стране. Однако важно другое: Нидерланды и поныне считаются страной тюльпанов. Здесь ежегодно производится 3 миллиарда луковиц тюльпанов, из которых две трети идет на экспорт.

Источник - Сто великих афер, ООО "Издательство "Вече"