Найти тему
Шахтёр

Одной фразой механик в шахте загубил свою карьеру.

Отец рассказывал. Работал однажды на добычном участке механиком молодой парень. Замкнутый, не общительный, на разговоры скупой, слова лишнего из него клещами не вытащишь. Поговаривали, что он чей-то протеже, но кто именно за ним стоит, тайна сия была за семью печатями. Одно было ясно – прислали его откуда-то «сверху» с наказом определить на передовой участок.

Специалист из него был никакой. На наряде двух слов связать не мог и обычно за столом что-то увлечённо писал в журнале. Начальник (зам / пом) озадачивал всех, включая и слесарей. Таким образом, механик на участке был скорее лицом для галочки. Тем не менее, его терпели, а со временем вообще перестали обращать на него внимание. Сидит на стуле тихо, не шумит, пишет что-то своё и пусть пишет.

Иногда спустится в шахту, пройдётся по лаве, посмотрит на работу слесарей и уходил. Соображал ли он что-либо в оборудовании? Во всяком случае, он учился и что-то знать наверняка должен был. Но однажды с ним произошёл случай, после которого в его знаниях как специалиста очень сильно засомневались и в конце концов его куда-то «задвинули».

Фото: Александр Наумов. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото: Александр Наумов. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Одно время метан не давал работать, его концентрация в рудничной атмосфере зашкаливала, вследствие чего срабатывала аппаратура и лава останавливалась. Дёрг-стоп, дёрг-стоп выматывало душу. Начальство ходило в шахту как на работу, частым гостем был директор.

Пробурили дегазационные скважины, с уклона над лентой в лаву протянули вентиляционные трубы. Благодаря принятым мерам ситуация с метаном значительно улучшилась, лава поехала по уходу относительно спокойно и без дерготни. Тем не менее, на конвейерном штреке решили дополнительно ещё наглухо заперемычить сбойку. В первую смену отцу с напарником дали задание возвести перемычку. Подвезли доски с цементом, выгрузили вдоль борта. Подошли директор шахты, начальник участка, механик и бригадир – обсуждают положение дел в лаве, а также насколько эффективна будет перемычка.

Лента работает вхолостую – слесари проверили стыки и пошли на следующую ленту. Теперь же она мешает шахтёрам – сбойка располагалась по нижнему борту и надо туда перекидать доски и цемент. Да и самим перелезть к сбойке мешает вентиляционная труба над лентой. К тому же, начальство здесь стоит.

Для людей, далёких от шахты, уместно будет сказать, что ленту можно выключить на всём её протяжении, а не только на приводной головке. И это можно [было] сделать тремя способами: потянуть кабель КТВ (кабель-тросовый выключатель), повернуть планку непосредственно на самом выключателе КТВ и отклонить в сторону рычаг ДСЛ (датчик схода ленты). Любой из этих способов выключает ленту.

КТВ установлен на ленте как раз напротив сбойки. Отец повернул планку – ленат остановилась, а также на приводной головке погас свет, вентиляционная труба обмякла (выключился вентилятор). На удивление у механика голос прорезался:

– Ты в какую сторону планку крутил?

Отец ответил:

– Против часовой стрелки.

Механик взмахнул руками:

– Да ты с ума сошёл! Надо же крутить по ходу движения ленты!

Отец пожал плечами:

– Какая разница в какую сторону крутить? Без разницы.

Механик вскипел:

– Как это без разницы? Ты же подстанцию вырубил! Эх, теперь надо бежать её включать.

И, перешагивая по шпалам, побежал по штреку. Директор спрашивает начальника:

– Ты где такого кадра откопал?

Начальник сухо ответил:

– Кого прислали, с тем и мучаюсь. Меня не спросили.

Посмотрев вслед удаляющемуся механику, директор пообещал:

– Ладно, я порешаю этот вопрос. Будет тебе толковый механик.

Отец поинтересовался:

– А что с напругой-то случилось? Всё вырубилось – и лента, и вентилятор.

Директор успокоил:

– Сейчас минут через 10-15 напруга будет. Ничего страшного не произошло – электрики на главной подстанции выключили, а ты удачно угадал и выключил ленту вместе с ними.

Начальники ушли, отец с напарником принялись за перемычку. Спустя несколько дней на участке уже был другой механик.

-3