Два дня во Франции будут продолжаться манифестации по случаю 8 марта. Неиндексируемые зарплаты, низкооплачиваемые должности в ключевых для общества сферах работы, рост бедности – все эти темы объединяют женское движение и профсоюзную борьбу.
Около 5 000 человек прошли по улицам столицы древней Галлии в воскресенье 7 марта. Шедший в голове колонны коллектив женщин озвучил свои требования: против насилия и за равные зарплаты. Женский вопрос лионских рабочих прозвучит также 8 марта. Во второй половине дня состоится еще одно шествие, посвященное международному женскому дню.
«Ползарплаты и половина пенсии: кто сеет нищету, пожнет гнев!» На демонстрации рабочих в воскресенье 7 марта на площади Белькур присутствовали женщины. Они выступали против насилия, сексизма и за социальные требования. Позже 8 марта в 15.40 на площади Жан-Масе в Лионе также состоится межрофсоюзная демонстрация. Акция 7 марта была организована профсоюзами Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), «Солидарные», FSU и Национальная конфедерация труда (CNT).
Врачи и учителя – первые жертвы кризиса и главные участники протестов
«Наши условия труда итак ухудшались ещё до кризиса. Но теперь, в связи с эпидемией Сovid, мы почувствовали кризис по полной программе. Впрочем, как и многие другие. Видимо, нам придется шить себе одежду из мусорных пакетов. Ведь денег у нас нет»,- говорит Морган Анри, активистка ВКТ, эрготерапевт в отделении психиатрии и терапии в частной клинике Вонере. – Минздрав не выполняет своих обещаний. Да и в любом случае обещанные меры не сильно помогут. Потому что в течение 10 лет наша зарплата не повышалась». «Я 3 года училась, 18 лет работала, и получаю 2 000 евро», – говорит она с обидой.
По работе она помогает пациентам осуществлять их ежедневную деятельность. Также она учит их говорить о своих проблемах. Отсутствие признательности, выражающееся в зарплатах или создании достойных условий труда, она объясняет феминизацией своей профессии . «Раньше нашу работу делали монашки. Но сейчас это не так. Однако государство и руководство по-прежнему считают, что наш труд не должен оплачиваться», – рассказывает она.
На демонстрация также присутствовали преподаватели и образовательный состав. Они тоже почувствовали на себе влияние кризиса. «Во время самоизоляции мы были предоставлены сами себе. Нас не информировали, не предоставляли никаких средств для работы. То есть, нас практически бросили», – считает Катрин Перон, преподаватель в колледже Разед для учеников, испытывающих трудности. Её заведение обучает, в основном, детей-мигрантов. Также она является активисткой профсоюза SUD. Однако трудности школ и учителей не закончились со снятием режима самоизоляции. «Мы видим, что в нашей профессии женщины, действительно, получают меньше. Например, в младшей школе преподавательский состав, в основном, женский. И зарплата у них ниже, чем учителей средней школы. Низкие зарплаты также у педагогов, работающих с детьми инвалидами. В таком же положении преподаватели детских садов. В частности, они трудятся неполный рабочий день и получают 800 евро в месяц», – рассказывает Катрин.
Женское движение и профсоюзная борьба
Особые сложности испытывают женщины на удаленной работе. «Во многих областях занятости смешение частной и рабочей жизни особенно сильно отражается на женщинах. Они должны заниматься домом и детьми одновременно с выполнением рабочих обязанностей», – говорит Сандрин Гаммуди-Созеа, активистка ВКТ в отделе соцобеспечения. 85% сотрудников её заведения – женщины. «Работа в сфере контактов с людьми и ухода очень важна. Вместе с тем, занятые в ней сотрудники получают маленькую зарплату и не пользуются признанием общества», – сожалеет она. Сандрин представляет коллектив Tous de Lyonnes в рамках местного отделения ВКТ, который занимается интеграцией женского вопроса в профсоюзную борьбу.