Найти тему

Мода 17 века: горгера

Наверняка многие из вас смотрели фильм «Елизавета» с Кейт Бланшетт в главной роли. Фильм красивый, игра актрисы потрясающая, как и ее королевские наряды, заставляющие восхищаться великолепием тканей и необычностью некоторых элементов одежды. Например, воротником! Именно о нем сегодня пойдет речь.

Раф (англ.), фреза (фр.), или горгера (исп.), – именно так называли в разных странах Европы этот необычный аксессуар.

Доподлинно не известно, что подтолкнуло к появлению моды на такую форму воротников. Мы знаем лишь, что появились они в Испании в XV в. По легенде, одна знатная дама, увидев на шее первые морщины, захотела их скрыть, сделав это с помощью высокого кружевного воротника. По другой версии эта мода пришла с улиц, где испанские гангстеры группировки «Махо» активно эпатировали публику своим внешним видом. Так или иначе, горгера вошла в моду итальянской знати, а потом и высшей знати европейских дворов.

-2

Носить горгеру было крайне неудобно: сложно было есть и пить, сложно поворачивать и наклонять голову. Кроме этого, надевая такой воротник, человек вынужден был всегда держать спину прямо, вследствие чего лицо казалось несколько надменным. Посмотрите на портреты английской королевы Елизаветы или работы художников того периода.

-3

Очень сложно было носить такой воротник. Но еще сложнее было его надеть. Аристократу помогали сразу три человека: двое закрепляли воротник на одежде, а третий стоял с гофрированными щипцами, выравнивая складки. Но несмотря на все усилия, красота эта была очень недолговечной. Горгеры быстро обвисали и теряли форму. Происходило подобное из-за погодных условий, а также из-за тепла тела хозяина. Тем не менее, вся европейская знать стремилась носить такие воротники, ибо они были символом высокого положения в обществе. Существовала даже поговорка: «У дворянина не может быть ничего, но накрахмаленный воротник он иметь обязан».

Не менее трудоемким делом было шитье воротника. На изготовление горгеры уходило достаточно много ткани. Это мог быть тонкий лен или венецианское кружево, расшитые золотыми лентами, атласом или тесьмой. Тончайшие лоскуты накладывали друг на друга слоями.

-4

Количество таких слоев порой доходило до 50. Далее, чтобы воротник лучше держал форму, его крахмалили. Это было очень дорогое удовольствие. Но именно благодаря крахмалу горгеры выросли до невероятных размеров. Например, если встать прямо и вытянуть руки в стороны, то края воротника могли доходить до локтей. В середине XVII в. крахмал стали красить. Теперь в моду входят цветные горгеры: шафранные (красно-желтый) и голубые.

Несмотря на огромную популярность таких воротников, их использование все же вызывало много споров и разногласий. Горгеры были очень непрактичны и стоили огромных денег. Вследствие этого постепенно мода на такую часть одежды прошла. Сегодня эти воротники мы можем видеть разве что в театральных исторических постановках.

-5

Однако и в обычной жизни горгеры иногда все же встречаются.

Например, они входят в состав формальной одежды служителей церкви Гренландии, Дании и Фарерских островов.

Автор: Анна Макарова