“Республика, если вы сможете ее сохранить” — Бенджамин Франклин.
Часто забывают, что мир был полон монархических королевств. От ранней Месопотамии до великого столкновения Первой мировой войны немногие общества правили без королей. Это было не всегда так, идея обществ, управляемых республикой, является довольно новой концепцией. Ни для кого не секрет, что Соединенные Штаты основали свою конституцию на Римской Республике. Но Рим не всегда был республикой. До того, как он стал республикой, она был королевством.
Республика, некогда правившая Римом, свергла своих королей. С тех пор в умах римлян навсегда укоренился страх перед человеком, который называл себя Рексом. Но откуда мы знаем историю римских царей и что с ними случилось? Что мы можем узнать из их правления и почему римляне сохранили память о них? Как образовалась древнейшая республика и какие знания мы можем извлечь из нее?
Тит Ливий, Наш Единственный Источник
Следует указать на то, когда была написана эта история и кто ее написал. Тит Ливий, обычно называемый Ливием, - наш главный источник. Ливий жил во времена Августа, который правил как принцепс с 27 по 14 год до н. э. Ливий написал историю Рима от основания города до 9 года до нашей эры.
В истории Ливи есть две проблемы.
- Как и большинство древних источников, многие из книг, которые были в Истории Рима, на латыни назывались Ab Urbe Condita (переводится как "От основания города"), теперь утеряны. Кроме того, многие источники, на которые ссылались авторы, также утеряны. Это означает, что Ливий является единственным источником по этой теме.
- В этой истории есть мифологические элементы. Давайте уберем одну вещь с дороги — 244-летний период никогда в записанной истории не видел семи последовательных правителей в течение нескольких десятилетий правления. Это абсурд. Истории раннего Рима, скорее всего, имели место для изучения. На самом деле история, которую они писали, была скорее притчей, чем фактами.
Начало Римской Республики
Согласно Ливию, история республики начинается в 510 году до нашей эры. В то время царем Рима был человек по имени Луций Тарквиний Супербус, известный в истории как Тарквиний Гордый. Он убил предыдущего короля, чтобы узурпировать трон и, как и шесть королей до него, править в течение нескольких десятилетий.
Короли Рима избирались патрициями. Это были аристократы Рима, выбранные Ромулом, основателем Рима. Тарквин Гордый узурпировал трон у отца своей жены и убил его. Продолжительность его правления - одна из проблем в этой истории. Есть сомнения, что царь, которого все не любят, правил бы двадцать пять лет. Возможно, что он был настоящим королем, но сомнительно, что он и 7 королей правили так долго.
Во время своего царствования он построил самое важное сооружение в Риме за тысячу лет - Храм Юпитера. Он правил как тиран, но история его падения не была связана с его собственными действиями. Виноват был его сын Секст Тарквиний.
В то время Тарквин нуждался в деньгах из-за своих амбициозных строительных программ, высасывающих деньги из казны. От строительства таких зданий, как Храм Юпитера, Рим нуждался в быстрых деньгах.
В древнем мире не было лучшего способа заработать деньги, чем напасть на своего соседа. Ничто так не решает ваши проблемы, как хорошая война. Своей целью Тарквиний выбрал рутулов. Он послал войска к их воротам, где первоначальная атака провалилась, поэтому они приготовились к длительной осаде.
Трагедия Лукреции
Пока солдаты ждали, они сидели вместе и болтали о своей жизни. Неизменно всплывала тема их жен. Все они хвастались, что у их жены больше всего добродетелей, и старались превзойти друг друга.
Затем заговорил человек по имени Коллатин:
- Стой! Какая нужда в словах, когда через несколько часов мы можем без сомнения доказать несравненное превосходство моей Лукреции? Мы все молоды и сильны: почему бы нам не поехать в Рим и не увидеть своими глазами, что за женщины наши жены?”
Эти слова поразили в самое сердце тех людей, которые решили вернуться в Рим. К их удивлению, Лукреция была единственной, кто не расставался, но выполнял обязанности, которые ожидались от римских женщин. Войска вернулись в Рутули.
Секст Тарквиний почувствовал вожделение. С мышлением тиранического принца Секст считал, что ему нужна Лукреция. Он вернулся в Рим и получил приглашение в дом Коллатина. Коллатин не знал, что Секст обедает с женой. Лукреция отнеслась к нему по-доброму и почтила его как гостя, даже пригласив в гостевую комнату.
Угостив гостя, она отправилась спать. Ее разбудили меч и Секст. Он угрожал убить ее, если она будет сопротивляться. Лукреция не испугалась его ультиматума. Затем он начал угрожать ей, что должно было напугать ее.
- Если смерть не тронет тебя...то бесчестье заставит. Сначала я убью тебя, потом положу его тело рядом с тобой.”
Секст ушел, гордый тем, что изнасиловал благородную Лукрецию.
Рождение нации
Лукреция посылала письма мужу с просьбой вернуться. Коллатин сделал это с некоторыми из своих соотечественников и слушал, что говорит его жена. Она сообщила ему о том, что произошло, сказав:
"Что может быть хорошего с женщиной, потерявшей честь? В твоей постели, Коллатинус, это впечатление другого мужчины. Только мое тело было осквернено. Мое сердце невинно и смерть будет моим свидетелем. Дай мне свое торжественное обещание, что прелюбодей будет наказан - это Секст Таркиний".
Лукреция, которая не сделала ничего плохого, доказала свою невиновность. На глазах у всех она вонзила себе нож в сердце и покончила с собой. Один из мужчин рядом взял кинжал и дал клятву:
— Клянусь кровью этой девушки — не более целомудренной, чем тиран, - и богами, клянусь, что мечом, огнем и всем прочим, что я могу дать моей руке, я буду преследовать Тарквиния Гордого, его злую жену и всех его детей и никогда больше не позволю им или кому-либо другому стать королем Рима.”
Этого человека звали Луций Юний Брут. Он сдержал свое обещание и изгнал римских царей. Он стал одним из первых консулов. Это стоило ему жизни в бою, но его помнили за клятву против тирании.
Для остальной части республики его память была напоминанием об их ненависти к королям. В течение следующей тысячи лет ни один человек не пользовался титулом Рекса, и многие умирали, когда думали, что кто-то пытается претендовать на него. К концу республики один из последних потомков этого консула будет защищать республику, убив Юлия Цезаря.
Законна ли эта история?
Правда ли эта история, рассказывающая нам о первых днях Рима? Честно говоря, совсем нет. Или, по крайней мере, не всю историю. Если мы посмотрим на другие сочинения Ливия, то увидим явную разницу в том, как строятся эти истории. У нас до сих пор сохранились его труды о Ганнабалических войнах и Второй пунической войне. Мы можем сравнить Плутарха и Ливия по этим темам и увидеть, как отличаются их истории. С ранней историей мы можем только догадываться. Ранняя история Ливия, кажется, имеет урок за каждым из людей, которые изображены. Лукреция обладает добродетелью совершенной римской женщины. Она отдает свою жизнь в ответ на случившееся. Она даже говорит:
“Что ему причитается… решать вам. Что касается меня, то я невиновна, но я понесу наказание.”
Она принимает наказание не потому, что виновна, а потому, что не хочет, чтобы другие использовали случившееся с ней как оправдание для обмана.
- Никогда Лукреция не станет прецедентом для нечестивых женщин, чтобы избежать того, чего они заслуживают.”
Она стала мученицей за то, какой должна быть женщина, не за царство или народ Рима, а за республику.
Это не значит, что я не согласен с основанием республики. В Риме сохранился список консулов времен Брута, так что ясно, что они вели записи. Но мы должны иметь в виду, что они могли быть подделаны, чтобы сохранить традицию.
Причина, по которой я предполагаю, что они подделаны, - это разграбление Рима в 390 году до нашей эры. Римляне не сохранили хороших документов до разграбления, или никто не выжил. Это оставило бы устную традицию, которая, как известно, забывает ключевые детали или пропускает события. Как бы то ни было, маловероятно, что ко времени Ливия какие-либо документы, написанные до 390 года до нашей эры, сохранились. Все, что мы можем сказать, это то, что миф, скорее всего, имеет ключевые элементы истины.
Независимо от того, правдива ли история Ливи или нет, это то, что у нас есть. Это шедевр латинского письма, который рассказывает нам о том, чего римляне ожидали от своего народа. Ливий также объясняет, как, по их мнению, римляне установили свое правительство. Если мы не найдем чего-то, что говорит об обратном, нам придется отказаться от того, что мы знаем. Как однажды сказал отец истории:
“Я обязан рассказывать то, что мне говорят, но не во всех случаях верить этому.”
Пишите комментарии, жмите👍, если понравилось, делитесь в соцсетях.