Развитие рынка хостинга в Беларуси происходит по очень простому сценарию. Долгое время рынок был разделен между несколькими компаниями, которые диктовали потребителям практически идентичные ценовые условия и состав тарифных предложений. Фактически, владельцу проекта было неважно, где обслуживаться – цена, качество обслуживания совпадали. Такое состояние рынка рано или поздно привело бы к очевидным проблемам. Но сейчас рынок хостинга в республике оживился, во многом благодаря появлению нового игрока. Компания HostFly.by одновременно снизила стоимость хостинга и продемонстрировала уникальное предложение – безлимитные тарифы. Мы поговорили с руководителем проекта Александром Хмылем о перспективах развития рынка и возможности применения европейских практик в странах бывшего СССР.
Можно ли назвать рынок хостинга в Беларуси конкурентным? Есть еще место для новых компаний в этом сегменте?
Аналогичный вопрос я задавал человеку, который занимается продажей компьютеров и комплектующих. В этом сегменте конкуренция очень высокая, а он заходил на рынок достаточно поздно. Так вот он предложил не рассматривать конкуренцию так, как описано в книгах по экономике. В идеальном, академическом изложении, конкуренция не учитывает многих факторов, включая подходы компаний к работе на рынке. На том же рынке компьютерной техники достаточно долго существовали компании, которые вели свою бухгалтерию чуть ли не в блокноте. Из-за этого недостача товара в месяц оценивалась порой до десятка тысяч долларов, при этом эти компании выживали на рынке и отлично себя чувствовали. Это говорит о том, что любой рынок – не однородный, на нем работают разные компании, с различными представлениями о качестве обслуживания. Поэтому компании с высокими стандартами, уровнем профессионализма сотрудников легко войти в любой рынок.
Потребителей компьютерной техники больше, чем услуг хостинга. Возможно, конкуренция между хостинг-провайдерами все же более жесткая?
Рынок, безусловно, меньше. Но на него действуют те же рыночные законы. Опыт и профессионализм позволяют зайти на рынок. Вопрос в цене входа: если на новый рынок можно войти с минимальной суммой, то на конкурентном рынке требования к стартовым инвестициям значительно выше. Инвестиции исчисляются сотнями тысяч долларов.
Нужно понимать, что рынки хостинг-услуг в развитых странах – очень конкурентные. На них работает большое количество провайдеров и дата-центров различных уровней. Кроме того, в некоторых странах принята стимулирующая политика развития национальных доменных зон, что выражается в низкой стоимости регистрации доменов.
Доменная зона .RU насчитывает порядка 5 миллионовдоменных имен, она входит в ТОП-10 крупных национальных доменов. Вы видите, что есть большие и высококонкурентные рынки, а есть рынки зарегулированные государством. На зарегулированных рынках развитие бизнеса хостинговых компаний происходит заметно медленнее и сложнее.