Поддерживаемые Ираном хуситы заявляют об одновременных ракетных ударах и атаках беспилотных аппаратов на оба побережья Саудовской Аравии. Цены на нефть взлетели до самого высокого уровня более, чем за год в воскресенье вечером, после того как йеменские силы хуситов заявили об одновременных ракетных и беспилотных атаках на оба побережья Саудовской Аравии.
На восточном побережье со стороны Персидского залива беспилотники и ракеты нанесли удар по объектам Saudi ARAMCO в Рас-Тануре – одном из крупнейших нефтяных портов мира, причинив большой ущерб. В то же время поддерживаемые Ираном хуситы также заявили о нанесении ударов в районах Асир и Джазан, на западном побережье Саудовской Аравии в районе Красного моря.
Эти нападения произошли на фоне целого ряда недавних событий, как на местах в Йемене, так и на международном уровне. Они варьируются от недавнего решения Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) сохранить сокращение добычи нефти до усилий по перезагрузке Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе.
На земле Йемена также в последние недели наблюдалась эскалация беспилотной и ракетной кампании против Саудовской Аравии, наряду с усиленным нападением хуситов на йеменский город и мухафазу Мариб. Это ключевой остающийся оплот для международно признанного, поддерживаемого Саудовской Аравией йеменского правительства.
На фоне всего этого будущее выглядит мрачным для народа Йемена, который сталкивается с экономическим коллапсом, растущим голодом и пандемией Covid-19, в то время как боевые действия продолжаются.
Цена на нефть. Ракетные и беспилотные атаки ударили по нефтяным рынкам в момент наибольшей их чувствительности, последовавшей за встречей ОПЕК 4 марта. Это собрание ведущих производителей нефти решило сохранить текущие сокращения добычи, а это означает, что «на рынке будет примерно на 1,5 миллиона баррелей в день меньше нефти», – сказал Asia Times Рори Файф, управляющий директор консалтинговой компании MENA Advisors.
Это сокращение сочетается с восстановлением спроса на нефть, особенно в Азии. «В результате поставки ограничены, а рынок нефти находится на грани», – говорит Файф, – «Любой дополнительный риск – например, возможность нанесения хуситами ущерба саудовским объектам – быстро отражается на спотовых ценах». Они подскочили до 71,38 долл. за баррель для эталонных фьючерсов на нефть марки Brent – самого высокого уровня с января 2020-го года – и 67,98 долл. для West Texas intermediate, самого высокого уровня с октября 2018-го года.
Последняя крупная атака на объекты Saudi ARAMCO, которые были атакованы хуситами еще в сентябре 2019-го года, привела к тому, что королевство закрыло около половины своей добычи нефти. Тогдашний госсекретарь США Майк Помпео назвал это «беспрецедентной атакой на мировые поставки нефти».
Дымящиеся пистолеты. Тогда Помпео также поддержал заявления Саудовской Аравии о том, что атаки были совершены не самими хуситами, а их иранскими сторонниками, находящимися по ту сторону залива. Министерство энергетики Саудовской Аравии также повторило эти заявления в воскресенье, заявив, что Рас-Танура был поврежден беспилотником, прилетевшим с моря – Иран находится прямо через залив от саудовского порта.
В последние дни Саудовская Аравия также заявила, что другие удары беспилотников были нанесены проиранскими ополченцами в соседнем южном Ираке. «Саудовская Аравия обвиняет Иран в потоке ракетных ударов по своим городам, аэропортам и нефтяным объектам», – заявил в интервью Asia Times старший аналитик Международной кризисной группы по Персидскому заливу Эльхам Фахро, – «Последнее нападение только укрепит в Эр-Рияде мнение о том, что США и европейские государства не должны возрождать иранскую ядерную сделку без конкретных условий, ограничивающих иранскую программу баллистических ракет и его роль в поддержке опосредованных группировок по всему региону, в том числе в Йемене».
Действительно, СВПД играет все более важную роль в недавней эскалации нападений. «По мере продолжения конфликта в Йемене хуситы все больше полагаются на иранскую поддержку», – сказал Asia Times старший научный сотрудник Центра Саны Абдулгани Аль-Ирьяни, – «Это облегчает Ирану увязку деятельности хуситов с развитием событий в рамках СВПД».
Усилия США вновь присоединиться к СВДП – а также Европы, Китая и России возобновить переговоры с Ираном – до сих пор не увенчались успехом, и Тегеран настаивает на том, чтобы санкции против него были сняты до возобновления переговоров. За этим некоторые аналитики видят внутреннюю иранскую политическую борьбу в преддверии президентских выборов в Иране в июне.
«Ракетные и беспилотные атаки соответствуют тому, что Иран нажимает кнопку эскалации по всему региону», – сказал Asia Times доктор Клеменс Хоффман, эксперт по Ближнему Востоку из Университета Стирлинга, – «С экономическим кризисом и кризисом Covid-19 существует большая напряженность. Сторонники жесткой линии, находящиеся у власти, делают то, что они обычно делают в таких обстоятельствах, и нагнетают обстановку за рубежом, чтобы отвлечь внимание от дома».
Настоящие пушки. Тем временем на местах в Йемене хуситы предпринимают серьезные усилия в Марибе и вокруг нее.« Там положение правительства очень шаткое», – говорит Аль-Ирьяни, – «Если они смогут отрезать город, они устранят присутствие правительства и заставят вести переговоры с саудовцами».
До сих пор Саудовская Аравия и правительство Йемена отказывались вести переговоры с хуситами, называя их террористической группировкой. Хуситы тем временем отказываются вести переговоры с правительством, требуя прямых переговоров с саудовцами. Усилия ООН по их объединению также пока не смогли остановить боевые действия. «Хуситы пытаются показать международному сообществу, что они контролируют весь Йемен», – сказал Султан Аль-Арада, губернатор Мариба, журналистам в понедельник днем по телефону из осажденного города, – «Когда они говорят о мире, они просто усиливают свои атаки. По словам Аль-Арады, с января 2020-го года в боях в Марибе и его окрестностях погибло около 17 000 проправительственных солдат, а также около 40 000 получили ранения.
Около двух миллионов гражданских лиц также бежали в мухафазу с начала нынешней войны, что резко увеличило ее население и создало серьезную гуманитарную проблему. «Если Мариб падет, это будет потеря не только для Йемена, но и для всего человечества», – говорит Аль-Арада. Это также создаст серьезную дилемму для новой администрации США, которая обещала начать крупную интервенцию, чтобы остановить конфликт.
«Если дипломатия потерпит неудачу, то у администрации США будет один из двух вариантов, но оба они плохие», – сказал Аль-Ирьяни, – «Они могут либо оставить Йемен и переключить свое внимание на что-то другое, либо оказать поддержку Саудовской Аравии и йеменскому правительству, чтобы снова изменить военный баланс. В любом случае это ведет к еще большему конфликту». В разворачивающейся трагедии Йемена, считают военные наблюдатели, нет четких путей продвижения вперед.
JONATHAN GORVETT