Найти тему
VЕТЕR

Фейковые новости — феномен современного медиапространства.

«Любой человек, управляющий средствами массовой информации, контролирует разум»

© Джим Моррисон.

Люди 21 века не могут представить себя без благ современности — интернета, телевидения, радио, социальных сетей и др.

По данным Калифорнийского университета среднестатистический человек потребляет за день около 34 гб медийного контента, что в 5 раз больше, чем 30 лет назад.

«В 1986 году мы ежедневно получали столько информации, сколько бы поместилось в 40 газетах, к 2007 году этот объем значительно увеличился. Теперь каждый день человек получает информацию, которая бы уместилась в 174 печатных изданиях», — говорит Мартин Гильберт, профессор из Университета Южной Калифорнии.

Но всегда ли то, что доносят нам СМИ является правдой?

Может ли быть, что многое из предоставляемой нам информации является фейком?

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Фейк — (англ. fake — подделка, фальшивка, обман, мошенничество) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение.

Источник: Википедия.

На бесконечных просторах медиа-контента, за столь долгое время существование СМИ, несомненно, не вся предоставляемая информация является истиной как и наоборот — не все доносимые нам новости можно назвать ложью.

Данный феномен широко распространён в современных медиа, но в большинстве своем несет за собой не только дезинформацию — люди придумали каким образом можно использовать фейковые новости для собственной выгоды.

Фейковые новости — намеренная дезинформация в социальных медиа и традиционных СМИ.

Источник: Википедия.

В большинстве своём средства массовой информации представляют чьи-то интересы. К примеру, допустим, что в некой стране N правительство использует новостные каналы для очернения репутации противоборствующей стороны, которая несет населению невыгодные для власти новости, а оппозиция с помощью интернета и социальных сетей освещает собственные идеи, и доносит информацию в массы со своей точки зрения.

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Одна и та же новость в разных медиа может преподносится по-другому для того, чтобы воздействовать на массы и в данной ситуации демонизировать репутацию вражеской стороны.

Этот приëм использовался ещё во времена холодной войны между СССР и США, что хорошо укоренилось в памяти старшего поколения.

Из этого можно сделать вывод, что подобное противопоставление двух медиа, приводит к конфликтной и напряженной ситуации между противоборствующими сторонами и людьми, которые каким-либо образом поддерживают одну из «фракций».

Ведомая часть населения, фильтруя контент, который они получают извне, поглощают только желаемую и удобную им информацию. Это все заканчивается тем, что мнение отличное от авторитетного для них источника или от их собственного автоматически становится неверным, неправильным или, проще говоря, фейковым.

Подобный способ манипулирования массами применяется не только в масштабных медиа, но и в обычной жизни, например, маркетинговая кампания некоторых блоггеров построена сплошь на чёрном хайпе, а малый и крупный бизнес сталкивается с трудностями антирекламы от конкурентов и т. д.

Можно привести множество примеров, но принцип работы у фейковых новостей один: взбудоражить массы, демонизировать неугодную сторону, а иногда даже популяризировать проблему или личность (принцип работы чёрного хайпа).

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Хайп (англ. hype) — агрессивная и навязчивая реклама, целью которой является формирование предпочтений потребителя.

Источник: Википедия.

Но, конечно, не всегда подобные способы применяются намеренно: иногда недостоверность информации может сыграть злую шутку с журналистами и простыми обывателями.

К примеру, «Неопровержимых доказательств существования ядерной программы в Ираке мировому сообществу так и не было предоставлено. Однако именно эта информация послужила поводом для военной операции США», — констатировал факт американский писатель, адвокат и журналист Гленн Гринвальд на международном форуме по кибербезопасности.

Сегодняшние СМИ невозможны без существования фейковых новостей, ведь «желтая пресса» и подобные им будут действовать всегда, зарабатывая охваты на наивности людей, искусно манипулируя общественным мнением.

Чтобы избежать подобного нужно:

  1. Фильтровать информацию.
  2. Перепроверять факты на достоверность.
  3. Иметь собственное мнение, не поддаваясь взглядам общества.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что средства массовой информации не зря называют четвертой властью, ведь они имеют большое влияние на мнение и разум людей, а также оперативно применяют фейковые новости в собственных интересах.

-5