ОТЧУЖДЕНИЕ
Тезис
Капиталистический способ производства является источником всестороннего отчуждения человека от окружающей действительности: природы, общества и собственного сознания. Этот способ препятствует всестороннему развитию человека и общества, и превращает продукт собственного труда человека в господствующую над ним слепую, враждебную силу.
1.1 Отчуждение от собственного труда и его продукта
Пролетариат как класс объединен объективно тем, что подвергается эксплуатации буржуазией как классом , а не только отдельными ее представителями. Это значит, что часть времени, которое класс пролетариев тратит как необходимое для производства, ничего не стоит классу буржуазии. Пролетариат же ограничивается общественным эквивалентом времени своего труда только в границах необходимого ему продукта для поддержания индивидуального существования, т.е. зарплатой, отклонение которой от стоимости рабочей силы определяется стадиями циклов между кризисами капиталистического производства и успехами в классовой борьбе. Но чтобы эксплуатация имела место, должна быть возможность отчуждения труда и, как следствие, продукта труда.
Рабочая сила, потребляясь капиталистом, имеет результатом своего труда продукт, принадлежащий собственнику средств производства. Это самый очевидный вид отчуждения. Отчужденное время труда овеществляется в предметах, произведенных этим трудом. Но, поскольку труд - общественный, он, функционируя как труд конкретный, создает общественный продукт и имеет право на общественный эквивалент - что-либо, содержащее такое же количество абстрактного рабочего времени, стоимости. Отношение частной собственности делает получение этого эквивалента невозможным, так как часть стоимости присваивается капиталистом - то есть отчуждается.
Но продукт – только итог производительной деятельности. Отчуждение продукта, таким образом, подытоживает отчуждение и самой деятельности.
"Политическая экономия замалчивает отчуждение в самом существе труда тем, что она не подвергает рассмотрению непосредственное отношение между рабочим (трудом) и производимым им продуктом" (К. Маркс, "Отчужденный труд")
Наемный работник продаёт свою способность к труду на время, в течение которого она принадлежит не ему, а капиталисту. Соответственно, труд как функция рабочей силы действует не свободно, а в интересах её покупателя. Так работник подвергается следующему виду отчуждения:
"Труд существует вне его, независимо от него, как нечто чужое для него, и что этот труд становится противостоящей ему самостоятельной силой" (К. Маркс, "Отчужденный труд")
Зачастую лишая таким образом человека удовлетворения потребности в труде, отчужденный труд становится трудом несвободным, принудительным. Получая за свой труд только стоимость рабочей силы, человек может удовлетворить только те потребности, которые необходимы ему для воспроизводства себя как наемного работника, рабочая сила которого пригодна для повторного ежемесячного, еженедельного, ежедневного использования.
Это накладывает качественный отпечаток как на продукт труда, так и на производителя, который в результате объявляется ленивым и неспособным.
Потребитель таких продуктов отчужденного труда недополучает требуемого качества продукта.
Капитал, стремясь продать, продвигает идеализированные образы товара через рекламу. Потребитель же только в пользовании обнаруживает качественные различия, продолжая отчуждение производства отчуждением собственного потребления. Таким образом, из-за отчужденного наёмного труда всё общество подвергается отчуждению как в производстве, так и в потреблении.
Поскольку человек является общественным существом, реализующимся индивидуально посредством общества, постольку частная собственность бесчеловечным способом опредмечивает и самого человека.
" Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне его, как и его духовную сущность, его человеческую сущность." (К. Маркс, "Отчужденный труд")
Человеческие качества в глазах общества приобретают свою цену и могут выступать предметом продажи. Как и в случае продажи способности к труду, такие человеческие качества как совесть, принципиальность могут найти своего покупателя, и в виде услуги быть бессовестно и беспринципно использованы.
Оценивая эти услуги, покупатель руководствуется, разумеется, не только тем, что на их реализацию потребуется задействование совокупности физических и духовных способностей оказывающего услугу, но и отражением находящегося в собственности покупателя количества эквивалента общественного труда, которое покупатель готов затратить ради обладания тем или иным полезным эффектом, созданным услугой.
Так как работник, подвергающийся отчуждению труда, ежемесячно потребляет меньшую сумму стоимостей, чем ту, эквивалентом которой является его ежемесячный труд, то эти продукты обладают для него объективно большей трудовой ценностью.
Работник отчуждается от дорогостоящих предметов искусства, выставок, представлений. Буржуазия делает широко доступным только идеологизированное буржуазное же искусство, чуждое положению пролетариата. Просто послушайте смысл песен на самых популярных радиостанциях - многое ли вам близко или хотя бы понятно?
Здесь не имеет значения, работает ли, например, учитель по найму в школе или оказывает услуги репетиторства. Цену его трудозатрат определяет рынок, для которого и капиталист, и получатель услуг – объекты. В обоих случаях учитель получает неэквивалентное денежное вознаграждение.
Если в случае работы по найму отчуждение персонифицировано в виде прибавочной стоимости для капиталиста, то в случае с периодическим оказанием услуг репетиторства эксплуататором оказывается весь класс капиталистов.
Затраченный учителем труд преобразуется в рабочую силу обучаемого, также создающую материальное богатство. Обучение такой рабочей силы происходит как для буржуазного государства, так и для отдельного капиталиста по одним и тем же законам капиталистического общества. В обоих случаях труд учителя оплачен только отчасти, учитель продает свою способность к труду, а не какой-то другой товар. От смены характера эксплуатации у учителя не возникает собственности на средства производства. Так же ее не возникает от правового титула, выступает ли учитель индивидуальным предпринимателем, – репетитором или самозанятым, - или сотрудником организации. Эти титулы меняют лишь внешнюю форму эксплуатации и отчуждения его труда.
То же касается работника любой другой специальности - отчуждение человека от собственного труда, его продуктов и посредством них от самого себя, присуще отношениям основанного на эксплуатации общества в целом, а не отдельным сферам его деятельности.
Обучаемый специалист при капитализме уже отчужден от своего будущего наличием безработицы. Особенно остро эта проблема стоит на постсоветском пространстве, где количество учебных заведений определялось потребностями единого хозяйственного комплекса, а после разрушения социалистической экономики и встраивания в мировой рынок широкий спектр профессий стал не востребован или востребован в значительно меньшем объёме, но функционирующие вузы продолжали и продолжают готовить специалистов.
1.2 Отчуждение от общества
Отчуждение проникает везде и всюду: отдавая часть времени жизни капиталисту, работник тем самым отчуждает себя от своей семьи, которая, как и он сам, не получит значительной доли продукта его труда, и тем самым - свою семью от себя.
Находясь в процессе труда в коллективе таких же отчуждённых и эксплуатируемых людей, работник отчуждается от лучших воздействий общества, порождающих стремление к умственному и физическому развитию, к вершинам достижений культуры и морали человечества.
Осознание бессмысленности для самого работника производимой работы приводит к состояниям подавленности, озлобленности, апатии, к желанию отделиться от общества, замкнуться. Господство над трудящимся отчуждённого труда в виде капитала и его собственных продуктов, находящихся в чужой собственности, порождает в сознании противопоставление себя абстрактному обладателю материальных благ, что ведёт к иллюзии, будто само обладание благами и есть счастье.
Отчуждение на одном полюсе общества, - среди пролетариата, - неминуемо порождает отчуждение и на противоположном - среди буржуазии.
Мелкие хозяева, работающие на собственных средствах производства, сегодня находятся в окружении капиталов, использующих наёмный труд, производительный потенциал кооперации и концентрации крупных средств производства. В результате их положение на рынке оказывается зачастую неотличимым от положения наёмных работников. Они вынуждены продавать свои товары по близкой к среднерыночной цене, при том, что индивидуальные трудозатраты их куда выше. Это касается, например, сельских жителей, содержащих хозяйства: капиталисты-скупщики молока, мяса, яиц, оптовые поставщики овощей и фруктов - они, захватывая господство на рынке, обуславливают цены, отражающие стоимость товара, произведённого промышленным способом, и мелким хозяевам ничего не остаётся, как отдавать даром часть своего труда перекупщикам.
Собственники небольших капиталов, в свою очередь, подвержены стихийным рыночным законам. Чем мельче их капитал, тем ощутимее воздействие этой стихии. С одной стороны, отчуждение настигает капиталиста при поражениях в конкурентной борьбе, вынуждающей отдавать всё большую часть прибавочной стоимости более крупным контрагентам, навязывающим всё более кабальные условия. С другой, при успешном росте капитала, всё более отдаляющем капиталиста от процесса и продукта труда, он лишается удовлетворения потребности в творческой общественно полезной деятельности, становится олицетворением капитала, подчиняется собственному капиталу, отчуждаясь от самого себя.
Во всех слоях общества, группах и классах отчуждение провоцирует множество социальных болезней: преступность, проституция, наркомания, алкоголизм, бытовое насилие, сектантство, религиозный фанатизм и т.д. Всё это продукты неосознанного стремления преодолеть собственное отчуждение. Порождённый капитализмом парадокс: человек как источник труда не осознает своей связи с продуктом собственного труда как труда общественного.
1.3 Отчуждение общества от управления собственной жизнью
Капитализм стремится сделать товаром всякую отчужденную от человека вещь – с тем, чтобы продать ему её, тем самым противопоставляя и подчиняя человека вещи в её товарном облике. В политической сфере, например, участие неимущих классов ограничивается выбором из предоставленных правящим классом кандидатов, а непосредственное управление общественной жизнью (политическая власть) остаётся по карману лишь тем, кто способен оплатить избирательную кампанию, обладает «связями» (которые, по сути, также сводятся к владению частной собственностью определённых размеров и качества). На протяжении всего периода существования капитализма в новейшей истории России основное значение выборов всё яснее у общества ассоциируется с самовоспроизводством самой системы, а не с ее изменением.
То есть: отчуждение от способности управления собственной жизнью выливается в политическую апатию масс, а уже на ее фоне растет реакция правящего класса как принуждение к участию в выборах для повышения явки. Первым делом эта реакция касается бюджетников в найме у коллективного капиталиста, на которых он воздействует экономически. У общества в целом это создает иллюзию политической борьбы, превращая предвыборные кампании в ток-шоу с отыгрывающими роли «актерами».
Низшие чины госслужащих, являющиеся частью органа совокупного капиталиста, - государства, - помимо того, что испытывают отчуждение из-за своего пролетарского положения, равно отчуждены и от управления госаппаратом, и бюрократического механизма, выступающего господствующей над ними силой, находящейся в руках верхнего слоя чиновников.
Общество, уставшее от политики в предлагаемом капиталом виде, конечно рано или поздно будет искать способы политического влияния в других формах, а капитал – пытаться сделать из них товар. Законная возможность уличных манифестаций становится все уже, к тому же капитал подчиняет своей повестке оппозиционное движение, сводя его к экономизму, либо к все той же выборной повестке, но посредством «более прозрачных и честных» процедур, или проведения кандидатов к необходимой должности без выборов совсем.
С другой стороны, общественное мнение формируется чуждой для большинства общества консервативной «патриотической» повесткой, фиксирующей действительное нечеловечное эксплуатируемое положение пролетариата и господствующее положение капитала, олицетворением которого является правящий класс.
1.4 Отчуждение человека от собственных качеств
Одним из основных таких инструментов капитала является религия. Застывший догмат 17-го века воспроизводится практически в первозданном виде в веке 21-м.
Необходимость такой политики правящего класса здесь в эксплуатации отчужденных человеческих качеств и консервации их в этом отчуждённом состоянии: любые продукты процесса развития сознания, - критическое мышление, тяга к исследованию, творчество, - отчуждаясь, противостоят обществу как нечто непознаваемое, неуправляемое, привнесённое извне: некий взявшийся ниоткуда (или, что то же, имеющийся или отсутствующий априори) безусловный талант, «дар божий», не зависящий от чего-либо и ничем не обусловленный.
Такое представление является продуктом отчуждения от труда, от общественного продукта, от культуры, от потребления продукта надлежащего качества (в т. ч. образования), от управления. В этом представлении проявляется подчинённое по отношению к собственному продукту положение общества, но содержащаяся в нём идеалистическая, метафизическая интерпретация ошибочна и не позволяет найти путь преодоления господства отчуждённых вещей и качеств над человеком.
Подобное представление, будучи навязанным обществу, отчуждает от него лучшие человеческие качества и порождает слепое подчинение авторитету, покорность и смирение. Чем больше обостряются противоречия капитализма, тем сильнее буржуазная идеология, в т.ч. включённая в неё религия, превращается в субъективизм и даже фатализм, и тем меньше религиозная организация скрывает свою связь с государством.
Самоотрицание постсоветского общества как социалистического на протяжении существования капитализма все больше сменяется социальным запросом на весомые государственные достижения, как внутренние, так и внешние. Капиталистическое государство РФ, чтобы воспроизводить себя, не может себе позволить раскрывать обществу исторически более прогрессивную Советскую формацию, не затушевывая её революционную суть, но не может и оборвать связь с ней как с источником самого себя. Поэтому правящий класс идеологизирует все значимые достижения Союза, искажая их в своих интересах. Таким образом общество не только отчуждено от завоеваний предыдущих поколений приватизацией общественной собственности, но и потребляет историческое знание в виде чуждого ему продукта капитала.
Вывод
Преодоление отчуждения в обществе неразрывно связано с преодолением отношения частной собственности и товарно-денежных отношений, в первую очередь - в отношении самого человека и его способности к труду. Именно эти две фундаментальные основы капиталистической общественно-экономической формации являются первичным источником всестороннего отчуждения человека – и поэтому преодоление отчуждения лежит за рамками этой формации и обуславливается революционными преобразованиями в способе производства и общественных производственных отношениях.
Преодолеть отчуждение человек способен только осознанно, построив новое общество.
"Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата" (К. Маркс, "Критика Готской программы")
@Gololyodov_ @Overdriver9