Найти в Дзене
Елена Чудинова

Почему "эта планета" не оказалась "весёлой"?

На днях мне попалось здесь интересное рассуждение Зины Корзины о том, отчего фильм "Эта весёлая планета" (1973), невзирая на актерский состав и приятные песенки, так и не сделался "культовым", в отличие от "Карнавальной ночи", "Чародеев", "С легким паром!" и других.

А фильм в самом деле популярен не был, подтверждаю: не просто устарел. В мои детские годы он тоже не вызывал интереса, не растаскивался на цитаты.

В двух словах: мысль сводилась к тому, что в начале 70-х годов категорически не было принято праздновать Новый год в ДК. Для этого времени характерны культ домашней еды ("эта ваша заливная рыба" обычно не плоха), домашних застолий. Сравнивая "Планету" с "Карнавальной ночью" она выводит: время другое, сюжет (клубное празднование Нового года) для одной эпохи нормален, для другой отдает фальшью.

Отсюда сбежишь... Хотя здесь примусам на смену уже пришли газовые плиты.
Отсюда сбежишь... Хотя здесь примусам на смену уже пришли газовые плиты.

А я задумалась вслед над тем, почему произошли эти перемены. Всего 20 лет разницы - а жизнь в самом деле как на разных планетах.

Возьмем то, что в "Карнавальной ночи" осталось за кадром, но, тем не менее подспудно наличествует. Правда показана не вся, но кривды нет, поэтому фильму веришь.

Представим себе кого-нибудь из типичных персонажей "Карнавальной ночи". Допустим, ещё молодых супругов. Им хочется повеселиться, потанцевать. Но - где? Они живут в коммуналке. В их единственной комнате спят дети. Куда звать гостей? Еще и соседка будет стучать клюкой в стенку, а стенка тоненькая: из комнаты в старом доме когда-то выгородили три. Шесть-семь столиков на кухне, примусы, не до кулинарных изысков. Всё бедно, некрасиво, убого.

А в клубе, там фасад социализма: позолота, лепнина, паркет, огромные люстры, на столиках крахмальные скатерти, просторно - танцуй не хочу. Как говорил О Генри, когда нас окружает роскошь, неважно, кто за нее платит.

И пусть карета превратится в тыкву, бальный зал - в коммуналку!
И пусть карета превратится в тыкву, бальный зал - в коммуналку!

Хоть немного ощутить себя живущим полной жизнью, забыть о рутине. Тут побежишь в клуб. Настроение искренне праздничное.

Совсем иное - начало семидесятых годов. Люди создают свой дом свою крепость. Они живут обычно не в коммуналке, а в своей квартире. (Квартиры 70-х просторнее, чем те, куда въезжали люди 60-х, уже нет смежных комнат, кухни побольше). Кстати, опять же смена моды: в фильме 50-х новый год празднуют рабочие завода, в фильме 70-х ученые. Невзирая на весь официоз, быть рабочим ни капельки уже не престижно. "Будешь плохо учиться, в ПТУ попадешь!" - так пугали в 70-е школьников сами учителя. В "Планете" показано нечто наподобие Академгородка. Там вообще была коттеджная застройка. Но как минимум - дети будут спать в одной комнате, а гости веселиться в другой. В этой квартире обычно есть телефон, значит в новогоднюю ночь можно созвониться по международной с другими городами, поздравить близких-далеких. Кухня! Еще бы не взяться культу домашних "специальностей"! Есть где готовить, и не под злобным взглядом соседки, от которого киснет лучшая провизия. Женщины уединятся на кухне с приятными хлопотами и секретами. Мужчины пойдут курить на лестницу. Это так мало, но это есть. И тем, кто уже намучился в коммуналке, это невероятно ценно.

Еще чего - куда-то идти? Да еще - в объятия общепита. Нет дурных.
Еще чего - куда-то идти? Да еще - в объятия общепита. Нет дурных.

Люди 70-х полюбили уют. В 60-е уюта не любят. В хрущевках-Черемушках ценится оригинальность. Одну стену покрасить розовым, другую фиолетовым, никаких кроватей-диванов (они все равно некрасивые), спать на полу на матах. А у настоящего персонажа из фильма начала 70-х - у него в ванной - с превеликим трудом раздобытый импортный цветной кафель, кухня оклеена веселенькими (тоже импортными-дефицитными) клеящимися обоями. Глагол "достать" вместо "купить".

Это продлится недолго. На закате 70х люди уже начнут понимать, сколь их уют небогат. Появятся ироничные ноты в таких фильмах, как "С лёгким паром!" Какое ж у нас всё одинаковое... Но это еще впереди.

Человек начала 70-х еще не нарадовался.

И вот всё это любимое человек бросит, чтобы пойти - куда? А вот тут мы видим зеркальное отражение коллизии 50-х.

Минимализм 60-х, без того редко приятный, сменяется чудовищно безобразным минимализмом 70-х. Вместо прежних люстр - люминесцентные лампы, уютные как в морге. Полы уже не паркет, а линолеум тоскливейших расцветок.

Если такая тоска изображена в кино - что же в жизни?!
Если такая тоска изображена в кино - что же в жизни?!

Красивых ресторанов тоже нет, особенно работающих всю ночь. Идти некуда и незачем. Но дома еще хорошо. И люди празднуют дома. Даже тот, кто своей квартирой обзавестись не успел, идет не в ДК, а конечно же в гости.

Поэтому в "Веселой планете" яркие актеры изо всех сил изображают веселье, но в унылой казенщине веселиться невозможно.

Фильм в самом деле погубила маленькая лжа - отсутствие привязки к эпохе.

изображения взяты из открытого доступа