Но американские ученики не должны про это знать, а то развалится весь нынешний карточный домик, построенный на расизме исключительно белых рабовладельцев по отношению к исключительно африканским рабам. В действительности же рабовладение в США казалось одной из форм экономических отношений, особенно на юге страны, в которую встраивались и бывшие рабы. Уильям Эллисон младший - один из самых наглядных тому примеров.
Предупреждение: цель данной статьи - не уменьшить значимость рабства в истории США и не подвергнуть сомнениям само существование расизма среди американцев. Правильно сделали северяне, что объявили бой рабству, но большинство из них всё равно предпочитали жить подальше от темнокожих соотечественников, хотя и боролись за их освобождение. В общем, то же самое лицемерие как и в нашем XXI веке.
Уильям Эллисон, уроженец Южной Каролины, стал Уильямом гораздо позже, а до этого назывался Апрелем. Просто родился человек в апреле (1790 года) и получил такое имя от своего хозяина. Кстати, фамилия Апреля тоже не его, а хозяина, Уильяма Эллисона. Вот так и называли американские рабовладельцы своих рабов, по месяцам рождения, приписывая им всем хозяйскую фамилию.
Когда Апрелю исполнилось десять лет, хозяин отправил его подмастерьем к специалисту (тоже в Южной Каролине), чтобы научиться делать коттон-джин (cotton gin). Производительность труда работников полей благодаря этому устройству по отделению зёрен от хлопка выросла тогда в разы. В XX веке похожим революционным изобретением служил, наверное, персональный компьютер. Апрель выучился в конце концов на мастера и вернулся к хозяину, чьи надежды на блестящие способности своего раба оправдались.
Дальше в биографии Апреля происходит очень интересное событие. Он покупает себе свободу. Но главное - даже не это, а то, что Уильям Эллисон, хозяин Апреля, ему эту свободу продаёт. Обучил парня ремеслу айтишника XIX века, вложил столько денег и времени, а потом отпустил его на все четыре стороны?
А деньги-то откуда у Апреля взялись, если он был простым рабом и должен был вкалывать на своего хозяина, как говорят нам историки, совершенно бесплатно? Оказывается, нет. Хозяин платил Апрелю что-то вроде зарплаты, часть которой он исправно откладывал и в конце концов накопил на выкуп своей свободы. И опять же - с позволения самого хозяина!
Теперь можно догадаться, почему, став свободным человеком, Апрель поменял своё имя на Уильяма, да ещё и добавил слово 'младший' в конце его. Младший после старшего? Так только дети отцов именуются, когда у них одинаковые имена и фамилии. Считал ли себя Апрель сыном Уильяма? Судя по выбору официального имени - однозначно. Хозяин как отец родной?
Может быть, Апрель и был родным сыном хозяина, но незаконнорожденным, поэтому с автоматическим статусом раба. Если так, то можно понять, почему хозяин разрешал своему рабу зарабатывать и копить деньги на будущую свободу. С другой стороны, даже если Апрель не приходился ему родным сыном, хозяин понимал, что из-под палки раб не стал бы ничего изобретать и поэтому поступил с одним из них почти по-капиталистически или просто по-человечески.
Получив долгожданную свободу, Апрель-Уильям повёл себя точно так же, как и все остальные предприниматели в южных штатах того времени, включая и своего благодетеля. Уильям Эллисон младший сам стал рабовладельцем наряду с другими неграми-рабовладельцами Южной Каролины, каковых в том штате было аж 171. На пике своей предпринимательской славы Уильяма владел 63 рабами. Свою будущую жену он тоже выкупил, чтобы дети не родились рабами.
Но даже на этом не заканчивается чрезвычайно любопытная биография Уильяма. Когда в 1861 году началась Гражданская война, за полгода до его смерти, Уильям выступил на стороне Конфедерации, то есть против Севера, решившегося на освобождение рабов только к 1863 году. (Трудно было набирать ребят в армию без благородной цели. Без неё сам Гарибальди отказался командовать армией Линкольна.)
Понятное дело. Собственникам вроде Уильяма Эллисона младшего было что терять. Растущее число бывших рабов в Америке включало в себя и таких шустрых ребят, как герой этой статьи, которые становились не только собственниками сотен гектаров земли (как 400 гектаров у Уильяма), но и полноправными членами южного общества.
Уильяму даже разрешили установить фамильную скамью перед алтарём церкви - там, где обычно сидели только самые богатые и белые прихожане. Как говорится, money talks, то есть деньги решают всё, а не цвет кожи. В нашем XXI веке некоторые американцы снова хотят поделить людей по цвету кожи, но люди с деньгами всё равно оказываются в отдельной категории. (И на каких, интересно, основаниях американские либералы собираются сейчас выплачивать репарации?)
История с Уильямом Эллисоном (младшим) меня лично поразила - тем, что она являлась альтернативной схемой отмены рабства, в которой бывшие рабы становились собственниками и даже несли ответственность за других, себе подобных, бедолаг. При этом такие собственники, как Уильям, понимали всю непроизводительность рабского труда и необходимость внедрения передовых методов поощрения, которые помогли и самому Уильяму. Рабство становилось нерентабельным или даже убыточным.
Нетерпеливые Северяне пошли напролом под впечатлением от "Хижины дяди Тома" Бичер-Стоу, победили и унизили белое население Юга, освободили рабов и тем самым бросили их на произвол судьбы, не испытывая при этом большого желания интегрировать бывших рабов в своё прогрессивное северное общество. На месте же рабства в южных штатах появилась другая система, похожая на прежнюю, но более расистская, подпитываемая смертельной обидой и жаждой мести.
Умалчивая данную историю США, в американских учениках кто-то тем временем раскручивает смертельную обиду и жажду мести уже по отношению к белым вот такими хорошо снятыми, но опасными фильмами:
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал и следите за новыми статьями в Твиттере. Если есть желание поддержать развитие канала, жмите сюда. До новых встреч!