Найти в Дзене
Америка глазами учителя

Рабы в США покупали себе свободу. А потом и собственных рабов.

Но американские ученики не должны про это знать, а то развалится весь нынешний карточный домик, построенный на расизме исключительно белых рабовладельцев по отношению к исключительно африканским рабам. В действительности же рабовладение в США казалось одной из форм экономических отношений, особенно на юге страны, в которую встраивались и бывшие рабы. Уильям Эллисон младший - один из самых наглядных тому примеров.

Карта распределения рабства в южных штатах США. Среди рабовладельцев находились и те, кто сами раньше являлись рабами.
Карта распределения рабства в южных штатах США. Среди рабовладельцев находились и те, кто сами раньше являлись рабами.

Предупреждение: цель данной статьи - не уменьшить значимость рабства в истории США и не подвергнуть сомнениям само существование расизма среди американцев. Правильно сделали северяне, что объявили бой рабству, но большинство из них всё равно предпочитали жить подальше от темнокожих соотечественников, хотя и боролись за их освобождение. В общем, то же самое лицемерие как и в нашем XXI веке.

Уильям Эллисон, уроженец Южной Каролины, стал Уильямом гораздо позже, а до этого назывался Апрелем. Просто родился человек в апреле (1790 года) и получил такое имя от своего хозяина. Кстати, фамилия Апреля тоже не его, а хозяина, Уильяма Эллисона. Вот так и называли американские рабовладельцы своих рабов, по месяцам рождения, приписывая им всем хозяйскую фамилию.

Коттон-джин изобретателя Илая Уитни.
Коттон-джин изобретателя Илая Уитни.

Когда Апрелю исполнилось десять лет, хозяин отправил его подмастерьем к специалисту (тоже в Южной Каролине), чтобы научиться делать коттон-джин (cotton gin). Производительность труда работников полей благодаря этому устройству по отделению зёрен от хлопка выросла тогда в разы. В XX веке похожим революционным изобретением служил, наверное, персональный компьютер. Апрель выучился в конце концов на мастера и вернулся к хозяину, чьи надежды на блестящие способности своего раба оправдались.

Дальше в биографии Апреля происходит очень интересное событие. Он покупает себе свободу. Но главное - даже не это, а то, что Уильям Эллисон, хозяин Апреля, ему эту свободу продаёт. Обучил парня ремеслу айтишника XIX века, вложил столько денег и времени, а потом отпустил его на все четыре стороны?

Дом рабовладельца Уильяма Эллисона старшего в Южной Каролине.
Дом рабовладельца Уильяма Эллисона старшего в Южной Каролине.

А деньги-то откуда у Апреля взялись, если он был простым рабом и должен был вкалывать на своего хозяина, как говорят нам историки, совершенно бесплатно? Оказывается, нет. Хозяин платил Апрелю что-то вроде зарплаты, часть которой он исправно откладывал и в конце концов накопил на выкуп своей свободы. И опять же - с позволения самого хозяина!

Теперь можно догадаться, почему, став свободным человеком, Апрель поменял своё имя на Уильяма, да ещё и добавил слово 'младший' в конце его. Младший после старшего? Так только дети отцов именуются, когда у них одинаковые имена и фамилии. Считал ли себя Апрель сыном Уильяма? Судя по выбору официального имени - однозначно. Хозяин как отец родной?

Хлопок в Южной Каролине.
Хлопок в Южной Каролине.

Может быть, Апрель и был родным сыном хозяина, но незаконнорожденным, поэтому с автоматическим статусом раба. Если так, то можно понять, почему хозяин разрешал своему рабу зарабатывать и копить деньги на будущую свободу. С другой стороны, даже если Апрель не приходился ему родным сыном, хозяин понимал, что из-под палки раб не стал бы ничего изобретать и поэтому поступил с одним из них почти по-капиталистически или просто по-человечески.

Получив долгожданную свободу, Апрель-Уильям повёл себя точно так же, как и все остальные предприниматели в южных штатах того времени, включая и своего благодетеля. Уильям Эллисон младший сам стал рабовладельцем наряду с другими неграми-рабовладельцами Южной Каролины, каковых в том штате было аж 171. На пике своей предпринимательской славы Уильяма владел 63 рабами. Свою будущую жену он тоже выкупил, чтобы дети не родились рабами.

Карта Гражданской войны в США, 1861-1865 годы.
Карта Гражданской войны в США, 1861-1865 годы.

Но даже на этом не заканчивается чрезвычайно любопытная биография Уильяма. Когда в 1861 году началась Гражданская война, за полгода до его смерти, Уильям выступил на стороне Конфедерации, то есть против Севера, решившегося на освобождение рабов только к 1863 году. (Трудно было набирать ребят в армию без благородной цели. Без неё сам Гарибальди отказался командовать армией Линкольна.)

Понятное дело. Собственникам вроде Уильяма Эллисона младшего было что терять. Растущее число бывших рабов в Америке включало в себя и таких шустрых ребят, как герой этой статьи, которые становились не только собственниками сотен гектаров земли (как 400 гектаров у Уильяма), но и полноправными членами южного общества.

Надгробный камень на могиле Уильяма Эллисона младшего.
Надгробный камень на могиле Уильяма Эллисона младшего.

Уильяму даже разрешили установить фамильную скамью перед алтарём церкви - там, где обычно сидели только самые богатые и белые прихожане. Как говорится, money talks, то есть деньги решают всё, а не цвет кожи. В нашем XXI веке некоторые американцы снова хотят поделить людей по цвету кожи, но люди с деньгами всё равно оказываются в отдельной категории. (И на каких, интересно, основаниях американские либералы собираются сейчас выплачивать репарации?)

История с Уильямом Эллисоном (младшим) меня лично поразила - тем, что она являлась альтернативной схемой отмены рабства, в которой бывшие рабы становились собственниками и даже несли ответственность за других, себе подобных, бедолаг. При этом такие собственники, как Уильям, понимали всю непроизводительность рабского труда и необходимость внедрения передовых методов поощрения, которые помогли и самому Уильяму. Рабство становилось нерентабельным или даже убыточным.

Количество свободных или освободившихся афроамериканцев росло из года в год, но падало в процентном соотношении.
Количество свободных или освободившихся афроамериканцев росло из года в год, но падало в процентном соотношении.

Нетерпеливые Северяне пошли напролом под впечатлением от "Хижины дяди Тома" Бичер-Стоу, победили и унизили белое население Юга, освободили рабов и тем самым бросили их на произвол судьбы, не испытывая при этом большого желания интегрировать бывших рабов в своё прогрессивное северное общество. На месте же рабства в южных штатах появилась другая система, похожая на прежнюю, но более расистская, подпитываемая смертельной обидой и жаждой мести.

Умалчивая данную историю США, в американских учениках кто-то тем временем раскручивает смертельную обиду и жажду мести уже по отношению к белым вот такими хорошо снятыми, но опасными фильмами:

Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал и следите за новыми статьями в Твиттере. Если есть желание поддержать развитие канала, жмите сюда. До новых встреч!