Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Поэт позднего Возрождения Торквадо Тассо (XVI в.) прожил бурную жизнь, в которой чего только не было. Недаром его образ так популярен среди литераторов и художников - Тассо посвятили свои произведения многие мастера, он стал героем большого количества картин.
Я даже не смогу вместить в одну статью все перипетии его жизненного пути, вдохновлявшие разных художников, так что о Торквадо Тассо будет два поста. В этой статье я покажу некоторые картины, посвященные отношениям поэта с дамой по имени Леонора д’Эсте.
На картине Хопфгартена запечатлена галантная сцена, где поэт скромно и учтиво стоит в компании знатных дам, и одна их них (Лукреция?) представляет поэта Леоноре. Показан первый момент их встречи, перекрещение взглядов, движение навстречу друг другу, особенно со стороны девушки.
Еще будучи подростком, Торквадо Тассо начал писать талантливые стихи. В них он описывал куртуазную любовь и вообще идеализированно представлял рыцарей и их дам сердца. Ему был 21 год, когда его приблизили ко двору Альфонсо д’Эсте, герцога Феррарского. Именно тут он впервые прочитал свою поэму "Освобожденный Иерусалим", пока что в первом варианте. Все были в восторге, особенно дамы.
У герцога было две сестры - Лукреция и Леонора, обе очень образованные и культурные девушки. Особенно большой интерес к Тассо проявила Леонора. Она много читала, увлекалась философией, любила беседы на интеллектуальные темы, и Торквадо был тем человеком, который мог поддержать подобное общение. Они начали встречаться с Леонорой, ведя умные разговоры. Разумеется, за всем этим интеллектуализмом скрывался утонченный флирт, волновавший молодых людей.
Это было так увлекательно! Тассо был умен, остроумен, хорош собой, обладал манерами, Леонора была под стать ему, к тому же красавица.
Притом игра состояла в том, что внешне эти двое никак не показывали свой эротический интерес. Торквадо Тассо славился печальным видом, он никогда не улыбался, и это придавало ему флер таинственности. Казалось, что в глубине души он хранит какую-то тайну. Леонора же внешне тоже была холодна, она вела себя, строго следуя светскому этикету, и никак не показывала свои чувства. Может быть, она действительно не была влюблена в Тассо, но факт их постоянного взаимно интересного общения говорит об ином.
Никакая девушка не будет просто так погружаться в долгие беседы с молодым человеком, если он ее не интересует как мужчина.
Но в любом случае, никаких любовных отношениях между сестрой герцога и придворным поэтом быть не могло. Даже если они и были, то Торквадо и Леонора умели это очень тщательно скрывать. Тассо в своей маскировке дошел до того, что демонстрировал влюбленность в других женщин, ухаживал за ними, притом - вот странность! - они все носили имя Леонора. Более всего это относилось к придворной певице Леоноре Санвитале. Именно ее вместе с принцессой Леонорой изобразил в своей картине Карл Зон. Тут девушки гуляют по саду, а поэт сидит, как бы не замечая их, за книгой.
Торквадо Тассо, хотя и воспарял в облака на крыльях своего поэтического воображения, был умным человеком и видел, что блестящий двор герцога д’Эсте - ширма, за которой скрывается деспот. Его стало угнетать положение придворного поэта. Это вызвало в его жизни колоссальные изменения, о которых я напишу в другой статье. Здесь уже не было места для утонченных игр с Леонорой. Наступили суровые времена в жизни поэта.
Почитайте еще на моем канале:
Таинственное исчезновение сундука Мольера со всеми его рукописями
Как Дмитрий Шостакович балансировал над пропастью
В блоге мужа:
Золотая шляпа - пожалуй, самый таинственный экспонат берлинского Нового музея