Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: SMORODINA REKA - Предвестье (2021)

(Автор: Николай Чувиков)

Вот вам сложный и интригующий вопрос: можно ли взять русские народные (или псевдо-русские-народные) мотивы и превратить их в дарк-фолк, но так, чтобы от финального результата не хотелось просунуть петлю в голову? Не хочу никого обижать, но, к сожалению, многие современные фолк-исполнители на деле мало чем отличаются от того самого ансамбля «Золотое кольцо», который процветает за счёт оголтелого китча и полной безвкусицы. Учитывая такое моё отношение к вопросу современной интерпретации русской песни, вы должны простить меня за моё предубедитедьное отношение к группе Smorodina Reka, чей первый полноформатный альбом («Предвестье») недавно попал в мои загребущие руки. А когда я узнал, что музыканты уже успели прославиться в интернете своей дарк-фолк интерпретацией «Калинки» (которую часто ошибочно причисляют к русским народным песням - на деле это творение композитора Ивана Ларионова, которое он подарил миру в 1860 году), то мне вообще стало страшно. Однако страхи мои были более чем беспочвенны, ибо Smorodina Reka смогли добиться того, что не удавалось сотням музыкантов до них - они звучат аутентично, атмосферно и проникновенно, но при этом невероятно стильно и актуально.

С первых же паров начинаешь понимать, что одной лишь русской народной музыкой тут дело не обошлось - как восточные славяне, в своё время, впитали в себя аж несколько расовых пластов, так и песни группы заимствуют элементы и у западно-европейских традиций, и у индоевропейской музыкальной практики, и у творчества средне-азиатских кочевников. И в этом есть своя логика: Русь исходно была одним из первых этнических плавильных котлов, являясь своеобразной амальгамой десятков культурных традиций и практик. А если учесть, что практически все культуры Европы и Азии исходно произошли из одного источника, то подобная разномастность музыки Smorodina Reka кажется более чем логичной. Более того, это, конечно же, Dark Folk, а, соответственно, в его звучании невольно используются инструменты, которые были неизвестны русской музыкальной традиции - к примеру, та же самая гитара. Однако оно и логично - современные аранжировки идут музыке не во вред: они раскрывают русские мелодии перед слушателем с новой стороны и делают их актуальными для нашего, 21-ого века и 21-ого года.

А тут, конечно, ещё и вокал: за него ответственна Александра Сидорова, и она покоряет слух меломана буквально с первого куплета. Она звучит невероятно аутентично и оригинально, при этом варьируя техники пения и вкладывая в свой голос десятки эмоций, которые делают каждую песню живой и, скажем так, трёхмерной. Опять же - в голосе Александры есть как русские, так и заморские оттенки, что являются медиатором между западной дарк-фолк традицией и народной песней нашей страны.

«Предвестье» делится на две части - первая включает в себя абсолютно оригинальные песни, проникнутые духом современной «веры предков» (а то есть очередной версии, как видимо, бессмертного славянского язычества), а вторая состоит из интерпретаций известных всем песен: «Калинки», «Чёрного ворона» и «Ой, да не вечера...». И, как вы уже смогли догадаться, треки эти звучат на удивление стильно и актуально - музыканты смогли добиться абсолютно уникального звучания, когда классический саунд русской песни идеально сочетается с современными стилистическими элементами. Никогда не думал, что скажу это про ту самую «Калинку», но она воспринимается актуально, своевременно и стильно. Настоящая радость для души и услада для сердца.

Smorodina Reka - это форменный феномен современной музыки: формула группы не должна была сработать, но она оказывается просто чрезвычайно эффективной. Само лишь словосочетание «русский народный дарк-фолк» вызывает снисходительную улыбку, но при первом же прослушивании эта улыбка превращается в восторженное выражение лица, а после в настоящую сногсшибательную радость. Не могу не порекомендовать вам этот альбом, назвать который я могу лишь этническим приключением, которое хочется переживать снова и снова.