Содержание статьи:
1. Что такое Onboarding?
2. Основные типы Onboarding
3. Почему Onboarding так важен?
4. Метрики оценки эффективности Onboarding
5. Практические советы по созданию Onboarding
Что такое Onboarding ?
Onboarding переводится как адаптация, дословно - «на посадку». В создании продукта термин onboarding (онбординг) означает этап знакомства пользователя с продуктом или приложением, который помогает привлечь пользователя и побудить его пользоваться приложением.
Как правило, онбординг - это несколько слайдов, которые пользователь видит при первом запуске приложения, на которых объясняется, как пользоваться приложением, какие у него основные функции и фишки. Онбординг знакомит пользователя с приложением, показывает его ценность, а также настраивает приложение под пользователя.
Основные типы Onboarding
· Описание главных функций. В формате слайдов, видео пользователю объясняются преимущества продукта для повышения ценности в глазах пользователя.
Пример такого онбординга в приложении контроля сна Sleep Cycle :
· Предварительная кастомизация. В нескольких первых экранах пользователь указывает информацию о себе, своих интересах, желаемом контенте. Например, при установлении приложения по изучению языков Duolingo пользователь выбирает язык, который хочет изучать, указывает текущий уровень владения языком, желаемое время занятий в неделю и т.д. Такой тип онбординга позволяет сделать приложение более персонализированным. Такой же тип онбординга используется в новой социальной сети ClubHouse , где вы можете выбрать интересующие вас темы, языки, на которых готовы участвовать в беседе и ряд других персонализированных настроек.
Пример онбординга в приложении контроля упортребления воды WaterMe !:
· Быстрый старт. Обучение пользователя происходит при помощи быстрых подсказок и объяснений основных кнопок. Обычно таким типом онбординга пользуются приложения с понятной функцией и интерфейсом.
Пример быстрого онбординга можно видеть в поиске картинок на Yandex .ru . На фотографии всплывает подсказка смахнуть картинку влево, подсказка сопровождается небольшой анимацией – быстрым движением картинки влево и возвращением в исходное положение:
· Тестовый проект. Это тип онбординга, который показывает пользователю, как будет выглядеть приложение, когда он совершит там некоторые действия.
Пример такого онбординга можно увидеть в приложении Maxdone , разработанным к книге Максима Дорофеева «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо» (кстати, книгу рекомендуем к прочтению, если у вас есть запрос на улучшение тайм менеджмента).
При первом использовании приложение уточняет у пользователя, хочет ли он создать тестовую задачу, чтобы посмотреть, как все устроено. Если пользователь согласен – реализуется тестовый сценарий.
Почему Onboarding так важен?
При первом запуске приложения онбординг решает несколько задач и отвечает на следующие вопросы пользователя:
· Обучение - как использовать продукт.
· Ценность – какую задачу продукт выполняет.
· Наличие расширенных опций – как можно получить больше функций, какой максимум задач выполняет приложение.
· Удержание – простое обучение и понимание ценности побуждают клиента оставаться и пользоваться приложением, осуществлять встроенные покупки.
Согласно исследованиями S ixteen V entures 80-90% клиентов, которые уходят из приложения или не продлевают платную подписку отмечают сложности на первых этапах взаимодействия с приложением.
Спустя 3 дня большинство приложений теряют 70% DAU (Daily Active Users ), по достижению месяца - 90%, через три месяца – 95%. Таким образом, критически важно дать понять пользователю свою ценность в первые несколько дней пользования приложением. В этом ключе онбординг становится одним из самых важных и сложных инструментов привлечения и удержания пользователя на платформе. Если при первом знакомстве с приложением большинство пользователей не понимают его ценность или испытывают трудности с пониманием интерфейса, значит процесс знакомства не был эффективен, и создателям продукта стоит подумать над его улучшением.
Метрики оценки эффективности O nboarding
· Customer retention rate – удержание клиентов. Анализ этой метрики позволяет понять, как много клиентов уходят из приложения в первые несколько дней. Если метрика снижается на этом этапе – необходимо пересмотреть онбординг.
· Churn rate – отток клиентов из вашего продукта по любым причинам. Когда вносятся какие-либо изменения в онбординг, рост или снижение этой метрики будут говорить об эффективности изменений взаимодействия приложения с пользователем.
· Sticky Factor – « липкий фактор» или привязанность. Показывает, насколько часто пользователь возвращается в приложение. Если большое количество юзеров не заходят в приложение после первого дня знакомства – вполне возможно, что онбординг не донес до них главные достоинства приложения.
· Прочие продуктовые метрики, типа LTV (пожизненная ценность клиента), NPS (индекс потребительской лояльности). Важное дополнение - оценка влияния изменений в онбординге на данные метрики занимает более длительное время, чем в пунктах, перечисленных выше.
Практические советы по созданию Onboarding
Онбординг – это творческий элемент. Каким будет знакомство клиента с приложением зависит от типа продукта, креативности дизайнеров, особенностей целевой аудитории продукта. И все же можно выделить несколько универсальных советов по созданию грамотного онбординга:
Совет 1 – экранов не должно быть много. Чем дольше знакомство пользователя с приложением, тем выше вероятность, что он удалит его в первые минуты. Знакомство должно быть кратким и лаконичным, 3-4 слайда - оптимальное количество.
Совет 2 – используйте визуальный контент вместо длинного текста. Важно, чтобы картинки точно отражали суть продукта и освещаемых опций, это должно читаться с первого взгляда на картинку.
Совет 3 – используйте анимацию. Онбординг с анимацией или небольшое, красиво отрисованное приветственное видео работают гораздо лучше, чем неподвижные картинки. Это связано с особенностями человеческого мозга. Минус такого онбординга – сложность создания.
Совет 4 – покажите пользователю, сколько продлится процесс обучения. Пользователю важно знать, сколько времени он потратит на знакомство с приложением, прежде чем начнет им пользоваться. Часто это решается обозначением точками общего количества слайдов и выделение точки – на каком по счету слайде находится пользователь. Можно использовать разные методы обозначения этапа процесса, главное – результат.
Совет 5 – выбирайте для знакомства главные достоинства и функции приложения, которые четко попадают в «боль» клиента. Результатом онбординга должно стать осознание клиента ценности вашего приложения лично для него, а не формальное ознакомление со всеми возможными действиями.
Совет 6 – не напрягайте пользователя настройками камеры, контактов, звука или оценкой приложения (если это не главная функция приложения). Это можно сделать на более поздних стадиях в момент использования опции.
Совет 7 – позвольте пользователю разобраться самому. Если по каким-то причинам юзер не хочет знакомиться и обучаться – предусмотрите функцию пропуска онбординга.
Совет 8 – изучайте различные ресурсы по созданию дизайна приложений и онбординга, например, гиды от iOS Human Interface Guidelines и Android Material design .
В заключении добавим, что, с точки зрения продукта, онбординг – это большой процесс знакомства клиента с опциями и преимуществами приложения, который может продолжаться даже некоторое время после первого использования приложения. И в каждом случае будут свои методики. В этой статье мы осветили главную часть этого процесса – первое знакомство. И на этом этапе важно понять, что хороший онбординг начинается с клиента. Чтобы собрать качественный онбординг – опросите ваших клиентов. Что они ожидают от продукта? Как видят результат пользования продуктом? Что для них важно? Ответ на эти вопросы даст вам список основных необходимых функций и «болей» клиента. Лаконичное и красочное объяснение, как продукт решает эти «боли» - основа вашего онбординга.